Примерное время чтения: 7 минут
204

Семейный педсовет. Почему дочери учительницы тоже решили работать в школе

«АиФ на Енисее» №49 (2246) 06/12/2023
Вместе легче находить решение по сложным вопросам, тем более когда рядом такой помощник, как мама.
Вместе легче находить решение по сложным вопросам, тем более когда рядом такой помощник, как мама. / Наталья Трефилова / Из личного архивa

«Для меня важно, что есть кому передать мой опыт и знания, накопленные за годы работы в школе», – говорит учитель начальных классов Наталья Трефилова. Уже тридцать лет для первоклашек она выступает в роли проводника в непростой школьный мир, формирует их отношение к учёбе и жизни в целом. Теперь её дело продолжают две её дочери.   

Хотела сбежать

Попасть в начальный блок железногорской 95-й школы, чтобы встретиться с династией учителей, оказалось непросто. Домофон открывал входную дверь только по специальным электронным пропускам. На входе, где перед холлом установлены турникеты, строгий вахтёр записал в журнал мои паспортные данные. Безопасность превыше всего.

С Натальей Трефиловой и её дочерями Викторией и Татьяной мы встретились в классе их мамы, который украшает множество цветов. Среди них два огромных зелёных кротона, их отдала бабушка одного из учеников Натальи Анатольевны, и все четыре года, пока учился её внук, удивлялась, какими они стали шикарными. 

Наталья Трефилова работает в 95-й школе с 2018 года, любит цветы, особенно георгины. Выращивала до 36 сортов. Перед началом учебного года непременно покупает какой-нибудь интересный цветок и приносит в класс. В Железногорск перебралась к мужу восемь лет назад, до этого почти 20 лет проработала учителем начальных классов в селе Мингуль Сухобузимского района.

Родилась в селе Михайловка Читинской области на границе с Китаем. Стать учителем, по её словам, мечтала с детства. Очень хотелось походить на свою первую учительницу Марию Абрамовну Пересыпкину. 

«Это была седоволосая дама с собранными в пучок волосами, очки всегда были на носу, видимо, из-за дальнозоркости. Самое интересное, что она сначала учила мою маму, родившуюся в 1941 году, потом меня. Я с замиранием сердца смотрела на неё и говорила, что, когда вырасту, стану учителем. Так и случилось», – вспоминает Наталья Анатольевна.

Окончив педагогическое училище, в 19 лет вернулась в родную школу.

«После двух с половиной месяцев хотела сбежать. Директор и завуч по учебно-воспитательной работе каждую неделю приходили на мои уроки. Казалось, они ко мне придираются. Только потом поняла, что они меня учили и наставляли, а в конце года присвоили сразу восьмой разряд», – с улыбкой вспоминает Наталья Трефилова, отработав в школе тридцать лет.

При этом признаётся, что была категорически против, чтобы дочери пошли по её стопам, но судьба решила иначе.

Не видела себя учителем

Старшая дочь, которой сейчас 29 лет, не собиралась посвятить свою жизнь педагогике. На последнем курсе экономического факультета СФУ, который окончила с отличием, влюбилась в своего односельчанина и вышла замуж.

«Переехала к супругу в родное село Мингуль. Когда наш сын подрос, директор школы предложила место учителя русского языка и литературы. Поступила заочно в аспирантуру, окончила её тоже с красным дипломом и пришла работать преподавателем», – рассказывает Виктория.

Так в семье появился второй учитель. Работа в сельской школе ей нравилась. Детей немного, каждому можно уделить внимание, позаниматься индивидуально. В городских по-другому: в классах по 20–25 детей, педагогам приходится заполнять кучу бумаг, многие первоклашки просто не слышат на уроке учителя.   

«Есть такое понятие – детоцентризм, когда родители зациклены на своём ребёнке и не приучают его к самостоятельности. Когда он приходит в школу, где нет мамы и папы, теряется и не понимает, что ему нужно делать. Отсюда скука и непонимание», – считает молодой педагог. 

С дочерью согласна и Наталья Анатольевна. В семь лет ребёнок уже сформировавшаяся личность, и переучить его довольно сложно. Особенно если в семье не приучают к порядку.

Вторая дочь Натальи Трефиловой, Татьяна, работает в этой же школе воспитателем в группе продлённого дня. Она отмечает, что молодые педагоги нередко сталкиваются с тем, что родители ставят под сомнение их авторитет. 

После 9-го класса она решила пойти по стопам мамы и поступила в Красноярский педагогический колледж
им. Горького. После его окончания тогдашний директор Дмитрий Протопопов пригласил её в родную школу. Сейчас она студентка Красноярского педагогического университета им. Астафьева, учится заочно на отделении дошкольной дефектологии.

«Сегодня очень высокий процент детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности это касается и речи. Они или не выговаривают буквы, либо произносят их неправильно. Поэтому целенаправленно решила пойти на дефектолога», – делится молодая девушка.

Пережиток советской эпохи

Так в шутку называет себя Наталья Трефилова, и как учитель советской закалки, продолжает заниматься воспитанием своих мальчишек и девчонок. 

Приучает детей к порядку и дисциплине, требует от них записывать в бумажный дневник домашнее задание, написанное на доске, считает, что это не пережиток прошлого, а обратная связь с родителями.

Говорит, в электронном варианте учитель выставляет оценку, которую ребёнок получил, к примеру, за самостоятельную работу. Чтобы родители могли понять, за что она снижена, в бумажный дневник прикрепляется карточка с заданием. Тогда у родителей не возникает вопросов, что учитель поступил несправедливо. 

«Недавно один из моих учеников сказал: «Зачем я буду записывать задание в дневник? Можно сфотографирую? Объяс­нила, что записать нужно обязательно. Это прежде всего дисциплинирует детей и даёт возможность не остаться без них на случай, если из строя вышел ноутбук. Некоторым ребятишкам приходится ждать, когда родители придут с работы и помогут им», – объясняет такие строгие требования Наталья Трефилова.

Домашний педсовет

Мама с дочерями, даже когда встречаются вне стен школы, устраивают домашний педсовет, обсуждают возникающие вопросы, вместе ищут выход из непростых ситуаций. По их мнению, основная причина многих проблем учеников начального звена в том, что разрушен институт семьи.

«Интернет и современные технологии забрали родителей у детей и детей у родителей, погрузив их в виртуальный мир. Между ними нет взаимодействия. Каждый занимается своими делами, и мы это очень хорошо видим», – говорит Татьяна.

По словам педагогов, у со­временных детей настолько низкий словарный запас, что нужно бить во все колокола.

«Во втором классе мы изу­чаем очень сложную тему безу­дарных гласных в корне. Это база, на которой будет строиться дальнейшее развитие ребёнка. На уроке подобрали проверочные слова: зима-зимушка, трава-травушка, скворец-скворушка. На следующий день проверяю, что запомнили дети с урока. Скворец они проверяют словом скворц или кварц, тропинку – трипинкой, стрижи – стражи или строже. Это подтверждает, что дома не разговаривают с ребёнком от слова совсем», – говорит Наталья Трефилова.

И добавляет, что, будь её воля, запретила бы сенсорные телефоны до 18 лет. По её мнению, ребёнку достаточно кнопочного, чтобы сообщить маме, что пришёл в школу или вернулся после занятий домой. 

И всё-таки в их работе больше плюсов, чем минусов, говорит Виктория, вспоминая, как её ученица подарила сделанную своими руками книжку, в которой рассказала, что она самая лучшая учительница.

«Я рада, что стала педагогом. У меня перед глазами замечательный пример – моя мама, которая поддержит в любой ситуации. Если вернуть всё назад, то, наверное, снова выбрала бы этот путь, так как в этой профессии есть не только сложности, но и приятные моменты: горящие интересом глаза детей, их неподдельные эмоции и любознательность», – делится Виктория.

Свою воспитательницу Татьяну обожают ребятишки из группы продлённого дня. Они дарят ей бумажные сердечки, сделанные своими руками. Девушка тоже не жалеет о своём выборе.  

«Для меня это открыло много возможностей в сфере образования. Если вернуть всё назад, думаю, что пошла бы работать в школу. Это опыт, который в любом случае нужен, когда ты выбираешь профессию в сфере образования», – подчёркивает Татьяна.

«Мне очень важно, что есть кому передать мой опыт и знания, накопленные за годы педагогической деятельности. Важно, что теперь мои дочери будут учить других детей», – говорит Наталья Трефилова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах