Примерное время чтения: 9 минут
5409

Следуя за солнцем. Почему эвенков называли аристократами тундры

«АиФ на Енисее» №48 (1933) 29/11/2017 Сюжет Проект «Соседи»
Теперь лишь треть эвенков говорит на родном языке.
Теперь лишь треть эвенков говорит на родном языке. Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Кочуя с оленями, эвенки расселялись на огромной северной территории - от Енисея до Камчатки и от Ледовитого океана до границы с Китаем. Они сохранили культуру и язык своих предков до наших дней. Многие особенности их быта - общие для северных народов, но есть и яркие национальные черты. 

Везде и нигде

До начала XX века эвенков называли тунгусами. Тунгусский метеорит на самом деле эвенкийский! Эвенк, «увань», буквально - «живущий в горных лесах народ». Именовали они себя и «орочонами», что в переводе означает «человек, владеющий оленем», а также «илэ» - человек.

До сих пор точно не известно, откуда эти ярко выраженные монголоиды пришли на земли Восточной Сибири. Возможно, их прародина на Алтае. Есть и другая гипотеза, согласно которой кочевавший народ из Маньчжурии (современной Монголии) к Ледовитому океану вытеснили Чингисхан и его потомки.

«Главную роль в сложении эвенкийского народа сыграли два этнических компонента - местный восточносибирский, родственный по языку, видимо, современным юкагирам, и пришлый - из Приамурья и Забайкалья, тунгусоязычный», - считает руководитель отдела археологии и этнологии Красноярского краевого краеведческого музея Николай Макаров.

Как бы то ни было, кочуя на оленях, эвенки широко расселились по северным землям. Пожалуй, нет другого народа, который бы при численности в 60 тысяч человек (столько тунгусов было к началу XX века) освоил невероятно обширную территорию - от Енисея до Камчатки и от Ледовитого океана до границы с Китаем. В среднем на одного человека приходится примерно 25 квадратных километров. Про постоянно кочующий народ говорили: эвенки везде и нигде. Они легко приспосаб­ливались к другому укладу хозяйства и быта, адаптировались к новым условиям жизни и климату. А за развитую, богатую традициями культуру эвенков называли аристократами тундры.

Эвенки кочевали по огромной территории.
Эвенки кочевали по огромной территории. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Следом за солнцем

Быт эвенков подчинялся условиям кочевого образа жизни. Навьюченных оленей соединяли в связки и выстраивали в караван таким образом, чтобы эвенк, обернувшись, видел всех животных в связке. Впереди стада, отдельно от всех, шёл «табуированный», обычно белый, олень. Он нёс сумки с родовыми святынями - изображениями семейных охранителей и охотничьими амулетами.

Дневной переход у эвенков называется аргиш. Завершив его вечером, нужно было готовить временную стоянку. Место выбиралось в нескольких метрах от старых «чумовищ». Три основные жерди «тургу» брали из остова чумов прошлых лет. Их устанавливали так, чтоб одна из сторон получившегося треугольника смотрела в сторону, откуда пришли на стоянку. Затем, двигаясь по солнцу, ставили остальные жерди каркаса. Покрывали чум оленьими шкурами, берестой, тканями. Отверстие вверху оставалось свободным. Низ обкладывали хвойными ветками и засыпали для тепла снегом.

Традиционное жилище эвенков - чум.
Традиционное жилище эвенков - чум. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Внутри чума из соснового лапника устраивали плотный настил, на который раскладывали постели. В центре - место для очага. Слева - женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами, по бокам - постель хозяев. Справа от двери - место для детей или ближайших родственников. За костром, напротив входа, располагалось сакральное место - для дорогих гостей, а когда их нет - для хозяина, где он занимался своими мужскими делами: работой ножом, ремонтом, заряжал патроны, чистил ружьё. Летом в чуме костёр обычно не разжигали, клали только дымокур, а еду варили на улице у большого костра.

Эвенкийский чум - это очень гостеприимный дом. Гостю отводили самое удобное место. Первая встреча сопровождалась особым рукопожатием: гость протягивал обе руки, сложенные друг на друга, ладонями вверх, а глава семьи пожимал их: сверху правой ладонью, снизу - левой. Женщины ещё и прижимались поочерёдно обеими щеками друг к другу. Старшая по возрасту приветствовала гостью нюханьем.

В честь гостя забивали оленя и потчевали лучшими кусками мяса. По окончании чаепития он должен был поставить чашку вверх дном, показывая этим, что больше не будет пить. Если просто отодвинуть чашку от себя, хозяйка могла наливать чай бесконечно. Желанного гостя глава семьи провожал по-особому: отъезжал с ним на несколько километров, а перед прощанием хозяин и гость останавливались, раскуривали трубку и договаривались о следующей встрече.

Девочка-эвенкийка в традиционной одежде.
Девочка-эвенкийка в традиционной одежде. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Традиционная одежда выполняла первоочередную задачу - защиту от лютого холода. Шили её так, чтобы даже самый сильный ветер не смог пробраться к телу и унести драгоценное тепло. При этом эвенкийская одежда выделялась среди одеяний других народов Сибири своей красочностью и элегантностью.

Верхняя одежда, так называемые «кафтаны», были одинакового покроя у мужчин и женщин. Их делали из цельной шкуры, полы не сходились - связывались ремешками, а грудь и живот прикрывали нагрудником, защищавшим от холода. Мужской нагрудник был более узкий, чем женский, и заканчивался внизу острым мысом, а у женского, расшитого бисером, низ был прямой. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой конским волосом, металлическими бляшками, бисером. Эвенкийская обувь, унты, считалась очень тёплой, она пользуется популярностью и в наши дни.

Многие эвенки наносили на лицо и руки татуировки при помощи сухожильной нитки, пропитанной разведённой сажей. Русские того времени  называли их «шитолицыми».

Огонь не имеет конца

Эвенки говорят на языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Правда, сейчас почти все владеют русским, а около трети эвенков и вовсе считают его родным. Литература на эвенкийском стала издаваться с 1931 года. Письменность изначально создали на основе латинского алфавита, а в 1936-1937 годах его заменили кириллическим.

Эвенки очень поэтичны. О восходе солнца можно сказать обыкновенно: рассвело. А эвенк скажет: утренняя звезда умерла. Про дождь старые эвенки говорили: небо льёт слезы. Одна эвенкийская пословица гласит: «Огонь не имеет конца». Это значит: жизнь вечна, после смерти человека огонь в чуме будут поддерживать его сыновья, потом внуки, правнуки - из рода в род. Сказители-эвенки использовали образные и понятные сравнения. Затупившееся во время поединка оружие богатырей сравнивается со скребками старухи-мастерицы, копья - с кривым остриём ножа старика-кузнеца. Взлетающий в седло богатырь похож на большую красивую таёжную птицу - чёрного глухаря, а высоко поднятые уши коня напоминают подбитые мехом лыжи эвенка.

Эвенкийский язык очень поэтичный.
Эвенкийский язык очень поэтичный. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района/ К. Кузьмина

От Гантимура до газеты

История русско-эвенкийских контактов восходит к середине XVII века - ко временам знаменитого эвенкийского князя Гантимура. При завоевании русскими территории тунгусов он неожиданно принял сторону царя Алексея Михайловича, а дружина эвенского князя стала нести охрану российских границ. В дальнейшем Российская империя предпочитала не вмешиваться во внутренние дела эвенков и до прихода советской власти они жили по системе самоуправления.

Освоение Севера русскими началось в эпоху СССР. В 1927 году появились первые больница и начальная школа, эвенцы получили паспорта. В 1930 году был создан Эвенкийский национальный округ, ввели обязательное начальное образование, через три года выпустили первую газету «Эвенкийская жизнь». Печатали её при отсутствии электричества, колесо печатной машинки крутили вручную редакторы.

Не понимая особенностей жизненного уклада эвенков, их стали переводить на оседлый образ жизни, многие традиции были утеряны. Если в конце XIX века в России насчитывалось 63 тысяч эвенков, то к настоящему времени их численность сократилась вдвое. При этом лишь каждый третий эвенк говорит на родном языке, в основном это люди старшего поколения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах