Кочуя с оленями, эвенки расселялись на огромной северной территории - от Енисея до Камчатки и от Ледовитого океана до границы с Китаем. Они сохранили культуру и язык своих предков до наших дней. Многие особенности их быта - общие для северных народов, но есть и яркие национальные черты.
Везде и нигде
До начала XX века эвенков называли тунгусами. Тунгусский метеорит на самом деле эвенкийский! Эвенк, «увань», буквально - «живущий в горных лесах народ». Именовали они себя и «орочонами», что в переводе означает «человек, владеющий оленем», а также «илэ» - человек.
До сих пор точно не известно, откуда эти ярко выраженные монголоиды пришли на земли Восточной Сибири. Возможно, их прародина на Алтае. Есть и другая гипотеза, согласно которой кочевавший народ из Маньчжурии (современной Монголии) к Ледовитому океану вытеснили Чингисхан и его потомки.
«Главную роль в сложении эвенкийского народа сыграли два этнических компонента - местный восточносибирский, родственный по языку, видимо, современным юкагирам, и пришлый - из Приамурья и Забайкалья, тунгусоязычный», - считает руководитель отдела археологии и этнологии Красноярского краевого краеведческого музея Николай Макаров.
Как бы то ни было, кочуя на оленях, эвенки широко расселились по северным землям. Пожалуй, нет другого народа, который бы при численности в 60 тысяч человек (столько тунгусов было к началу XX века) освоил невероятно обширную территорию - от Енисея до Камчатки и от Ледовитого океана до границы с Китаем. В среднем на одного человека приходится примерно 25 квадратных километров. Про постоянно кочующий народ говорили: эвенки везде и нигде. Они легко приспосабливались к другому укладу хозяйства и быта, адаптировались к новым условиям жизни и климату. А за развитую, богатую традициями культуру эвенков называли аристократами тундры.
Следом за солнцем
Быт эвенков подчинялся условиям кочевого образа жизни. Навьюченных оленей соединяли в связки и выстраивали в караван таким образом, чтобы эвенк, обернувшись, видел всех животных в связке. Впереди стада, отдельно от всех, шёл «табуированный», обычно белый, олень. Он нёс сумки с родовыми святынями - изображениями семейных охранителей и охотничьими амулетами.
Дневной переход у эвенков называется аргиш. Завершив его вечером, нужно было готовить временную стоянку. Место выбиралось в нескольких метрах от старых «чумовищ». Три основные жерди «тургу» брали из остова чумов прошлых лет. Их устанавливали так, чтоб одна из сторон получившегося треугольника смотрела в сторону, откуда пришли на стоянку. Затем, двигаясь по солнцу, ставили остальные жерди каркаса. Покрывали чум оленьими шкурами, берестой, тканями. Отверстие вверху оставалось свободным. Низ обкладывали хвойными ветками и засыпали для тепла снегом.
Внутри чума из соснового лапника устраивали плотный настил, на который раскладывали постели. В центре - место для очага. Слева - женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами, по бокам - постель хозяев. Справа от двери - место для детей или ближайших родственников. За костром, напротив входа, располагалось сакральное место - для дорогих гостей, а когда их нет - для хозяина, где он занимался своими мужскими делами: работой ножом, ремонтом, заряжал патроны, чистил ружьё. Летом в чуме костёр обычно не разжигали, клали только дымокур, а еду варили на улице у большого костра.
Эвенкийский чум - это очень гостеприимный дом. Гостю отводили самое удобное место. Первая встреча сопровождалась особым рукопожатием: гость протягивал обе руки, сложенные друг на друга, ладонями вверх, а глава семьи пожимал их: сверху правой ладонью, снизу - левой. Женщины ещё и прижимались поочерёдно обеими щеками друг к другу. Старшая по возрасту приветствовала гостью нюханьем.

Традиционная одежда выполняла первоочередную задачу - защиту от лютого холода. Шили её так, чтобы даже самый сильный ветер не смог пробраться к телу и унести драгоценное тепло. При этом эвенкийская одежда выделялась среди одеяний других народов Сибири своей красочностью и элегантностью.
Верхняя одежда, так называемые «кафтаны», были одинакового покроя у мужчин и женщин. Их делали из цельной шкуры, полы не сходились - связывались ремешками, а грудь и живот прикрывали нагрудником, защищавшим от холода. Мужской нагрудник был более узкий, чем женский, и заканчивался внизу острым мысом, а у женского, расшитого бисером, низ был прямой. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой конским волосом, металлическими бляшками, бисером. Эвенкийская обувь, унты, считалась очень тёплой, она пользуется популярностью и в наши дни.
Многие эвенки наносили на лицо и руки татуировки при помощи сухожильной нитки, пропитанной разведённой сажей. Русские того времени называли их «шитолицыми».
Огонь не имеет конца
Эвенки говорят на языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Правда, сейчас почти все владеют русским, а около трети эвенков и вовсе считают его родным. Литература на эвенкийском стала издаваться с 1931 года. Письменность изначально создали на основе латинского алфавита, а в 1936-1937 годах его заменили кириллическим.
Эвенки очень поэтичны. О восходе солнца можно сказать обыкновенно: рассвело. А эвенк скажет: утренняя звезда умерла. Про дождь старые эвенки говорили: небо льёт слезы. Одна эвенкийская пословица гласит: «Огонь не имеет конца». Это значит: жизнь вечна, после смерти человека огонь в чуме будут поддерживать его сыновья, потом внуки, правнуки - из рода в род. Сказители-эвенки использовали образные и понятные сравнения. Затупившееся во время поединка оружие богатырей сравнивается со скребками старухи-мастерицы, копья - с кривым остриём ножа старика-кузнеца. Взлетающий в седло богатырь похож на большую красивую таёжную птицу - чёрного глухаря, а высоко поднятые уши коня напоминают подбитые мехом лыжи эвенка.

От Гантимура до газеты
История русско-эвенкийских контактов восходит к середине XVII века - ко временам знаменитого эвенкийского князя Гантимура. При завоевании русскими территории тунгусов он неожиданно принял сторону царя Алексея Михайловича, а дружина эвенского князя стала нести охрану российских границ. В дальнейшем Российская империя предпочитала не вмешиваться во внутренние дела эвенков и до прихода советской власти они жили по системе самоуправления.
Освоение Севера русскими началось в эпоху СССР. В 1927 году появились первые больница и начальная школа, эвенцы получили паспорта. В 1930 году был создан Эвенкийский национальный округ, ввели обязательное начальное образование, через три года выпустили первую газету «Эвенкийская жизнь». Печатали её при отсутствии электричества, колесо печатной машинки крутили вручную редакторы.