Примерное время чтения: 7 минут
2631

Стать сироте другом. Как наставники меняют жизнь детей из детских домов

«АиФ на Енисее» №27 (2016) 03/07/2019
Со старшим другом всё по плечу.
Со старшим другом всё по плечу. / Ирина Белова / Из личного архива

Кто из детей, будь то мальчишка или девчонка, не мечтает иметь старшего брата, который всегда сможет защитить от обидчика, дать совет, поддержать, а если надо, и пожурить? Ну, если не брат, то старший друг. Дети с поломанными судьбами нуждаются в нём вдвойне, даже после того как покидают стены детского дома. Их нужно научить социализироваться в обществе ещё до того, как это произойдёт. О работе наставников корреспондент «АиФ-Красноярск» разговаривал с педагогом-психологом Емельяновского детского дома Ириной Беловой. 

До конца не доверяют

Татьяна Фирсова, «АиФ- Красноярск»: - Ирина Анатольевна, детский дом - это особый мир, где находят приют, внимание, любовь и заботу обездоленные дети. Для них созданы тепличные условия, они ни в чём не нуждаются, накормлены, ухожены, присмотрены. При этом есть и обратная сторона такой заботы: дети воспринимают условия, в которых они живут, как должное, и думают, что так будет всегда.

Ирина Белова: Действительно, в детском доме воспитанники всем обеспечены, у них есть телевизоры, компьютеры, хорошая одежда, вкусное меню. При этом они не задумываются, что еда в столовую «сама не прилетает», одежда «просто так с неба не падает», что всё это даётся через труд людей и их заботу, ежедневную работу над собой.

Когда наступает пора покинуть детский дом, где есть няньки, мамки, выясняется, что дети не приспособлены к жизни за его стенами. Чтобы научить их выживаемости в социуме, который может быть довольно агрессивным, мы запустили проект «Я - наставник», став пилотной площадкой. Для нас было важно, чтобы социализация детей началась в стенах детского дома. Вторая задача - снятие стресса, тревожности, нередко агрессии у детей, изъятых из семьи. Попав в детский дом, они чувствуют обиду, злость, которую переносят на всех работников учреждения, считают их виноватыми в том, что они здесь оказались.

Остро стоит и проблема вторичного сиротства, когда ребёнка возвращают из приёмной семьи в детский дом. Несмотря на доброжелательное отношение педагогов и воспитателей, полностью дети им не доверяют. Поэтому три года назад с приходом в детский дом директора Нины Семёновны Осадчей и возникла идея найти ребёнку значимого взрослого. Под её руководством педагоги-психологи разработали специальную программу и начали приглашать людей, которые хотели стать наставниками. У нас появился единомышленник - исполнительный директор Красноярского регионального фонда «Красноярье без сирот» Руслан Мокроусов, имеющий опыт создания института наставничества. Вместе мы разработали проект, который официально запустили в январе этого года, чтобы лучшие наработки и опыт распространить и на другие детские дома Красноярского края.

Ребёнок не кукла

- Кем является наставник для ребёнка и может ли им стать человек с улицы?

- Наставник - старший друг, который может дать совет в каких-то вопросах, помочь сориентироваться в жизни. Он не воспитывает ребёнка как приёмный родитель или как педагог, не спонсирует как волонтёр, не дарит подарки. Стать таким другом может любой желающий в возрасте старше 18 лет, но прежде кандидат заполняет анкету, где подробно рассказывает о себе, указывает место работы, семейное положение и наличие своих детей, отвечает на вопрос, почему решил стать наставником. На этапе анкетирования становится понятно, может претендент быть наставником или нет. Были случаи, когда человек отказывался заполнять анкету, что о многом говорит. Наставник должен не менее одного раза в неделю встречаться со своим маленьким другом, к примеру, каждую субботу, и понимать, что это потребует усилий с его стороны. Ведь ребёнок не кукла, которую можно посадить на диван и забыть на время. Ему нужно уделять внимание. Именно поэтому у нас такой жёсткий отбор.

Следующий этап - собеседование с психологом и проведение углублённой диагностики, на основе которой составляется психологический портрет. Он позволяет понять, сможет ли человек работать с ребёнком. На этом этапе многие отсеиваются. Оставшиеся проходят обучение в школе наставников, собирают пакет документов и подписывают соглашение не менее чем на год, тем самым взяв на себя обязательства, что будут посвящать ребёнку определённое время. 

- И кто в результате такого отбора проходит, как происходит знакомство? Бывает, что между взрослым и ребёнком при первой встрече пробегает искра и возникает понимание, что они могут подружиться?

- В числе наставников, как правило, те, кто часто посещает детский дом, волонтёры. Они в свою очередь приводят своих друзей и знакомых. Эти люди искренне хотят помочь детям, научить их полезному и нужному, что может пригодиться им в жизни. Знакомство детей с потенциальными наставниками происходит в непринуждённой обстановке на различных мероприятиях, куда приезжает много гостей, спонсоров, волонтёров. На таких встречах мы наблюдаем, как общаются взрослые и дети. Мы не говорим, что среди гостей будут наставники, поэтому ребятишки ведут себя естественно, не стараются выделиться и кому-то понравиться. Что касается искры, как вы говорите, так случается, но психолог обязан сопоставить характеристики взрослого и ребёнка. Иногда даже после нескольких встреч становится понятно, что пара долго не продержится. Тогда мы подбираем ребёнку другого наставника, который будет наиболее оптимальным для его дальнейшего развития и социализации. Процесс формирования пар очень сложный и чувствительный. Прежде чем у ребёнка появится наставник, проводится большая подготовительная работа.

Миссия выполнима?

- А, если ребёнок, который лишён родительской любви, прикипит душой к своему другу и станет воспринимать его как близкого человека?

- В школе наставников кандидаты проходят тренинги, отрабатывают методы работы с детьми. Воспитанникам рассказывают, кто такой наставник, приводят примеры, показывают ролики. После такой подготовки формируются пары в зависимости от характеристик взрослого и ребёнка, чтобы они оптимально совпадали по особенностям характера и интересам. К примеру, наш выпускник хочет поступить в автотранспортный техникум и ему нравится заниматься автомобилями - мы подбираем наставника, который разбирается в машинах и может что-то показать и рассказать своему подопечному. Так что это большое заблуждение - думать, что кандидат захотел выбрать голубоглазую девочку с косичками и стал её наставником. На всём протяжении взаимодействия пара находится под патронажем психолога, который помогает найти решение, если возникает проблема. Конечно, на уровне подсознания дети всё равно видят во взрослом кандидата в родители. Тогда психолог помогает ребёнку понять, что наставник - это друг, товарищ. Однако конечная цель наставничества - чтобы ребёнка взяли в семью.

В нашем детском доме проживают 60 воспитанников в возрасте с 7 до 19 лет, из них 10 сирот, оставшихся без родителей, 50 человек - социальные сироты при живых родителях. Из них взрослого друга хотят приобрести 90% детей. Сейчас у нас сформировано 10 пар, 23 выпускника детского дома продолжают общаться со своими наставниками.

- Меняется ли поведение ребёнка с появлением в его жизни взрослого друга?

- Безусловно. Ребёнок, общаясь с наставником, которого считает авторитетом, стремится походить на него, достичь успехов в учёбе, окончить школу с хорошими отметками, чтобы поступить в техникум или вуз. У детей снижается тревожность, они становятся более уравновешенными. Ведь в любой момент они могут позвонить своему старшему другу, рассказать о своей проблеме, посоветоваться, решить какой-то вопрос. Научить оформлять документы, найти нужные контакты, уметь адаптироваться к общественной жизни - всему этому может научить наставник. Кстати, это взаимный процесс: наставник много черпает из этой дружбы и для себя тоже.

У нас есть наставник, который начал сопровождать ребёнка ещё до того, как был запущен проект, и вот уж два года остаётся с ребёнком.

Досье
Ирина Белова. Родилась в 1980 году в Красноярске. Окончила с отличием Сибирский государственный технологический университет по специальности «психология», магистратуру Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. С 2016 года - педагог-психолог КГКУ «Емельяновский детский дом». С 2019 года - психолог проекта «Я - наставник». Замужем, воспитывает сына и дочь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах