aif.ru counter
211

«Трагедии из-за невежества». Почётный дорожник о мостах и качестве дорог

«АиФ на Енисее» №47 (1984) 21/11/2018
150 градусов должна быть температура асфальта при укладке.
150 градусов должна быть температура асфальта при укладке. © / Ирина Якунина / АиФ

«В Красноярском крае среди дорожных компаний нет организаций с квалифицированными специалистами. Нанимают мигрантов, которые готовят бетонную смесь прямо на полу. На заводах контроль налажен, асфальтобетон делают качественный.  Но организация работы на месте его укладки плохая», - считает почётный дорожник страны, профессор СФУ, Игорь Богданов.

Почему качество дорог остаётся главной проблемой в строительстве? Существуют ли технологии, позволяющие укладывать асфальт в дождь? И в каком состоянии находятся мосты края? Об этом с Игорем Богдановым говорил корреспондент «АиФ - Красноярск». 

Связи вместо компетенций

Ксения Орлик,«АиФ-Красноярск»: Игорь Яковлевич, вы изучаете мосты и другие сооружения в транспортном строительстве. «АиФ на Енисее» поднимал проблему качества красноярских переправ. По словам экспертов, многим мостам необходим капитальный ремонт. Иначе может повториться трагедия, которая произошла в этом году в Приамурье, когда на главный путь Транссибирской железнодорожной магистрали обрушился мост, не выдержавший веса большегруза. Как считаете, серьёзны опасения?

Игорь Богданов: В тот же день, когда рухнул мост в Приамурье, по дороге в аэропорт «Красноярск», на трассе Р-255 «Сибирь», грузовик попал в ДТП и повредил низ пролётных строений автомобильного моста. Была большая авария. Неизвестно, устранили ли там неполадки. Кроме этого, когда строили мост через железнодорожные пути в створе на ул. Краснодарской, при монтаже переломилась балка, было две смерти. Несколько лет назад рассыпался мост через протоку Енисея в Минусинске. А в каком состоянии мост через железную дорогу на улице Калинина? Простоит максимум 15 лет. Когда он был построен, в проекте учитывали совсем другие нагрузки.

Помните случай, когда на Свободном упала подпорная стена? Изначально была запроектирована более надёжная конструкция. Но из-за отсутствия средств в городе стенку поставили с деревянной арматурой. Её сдали в эксплуатацию в 1962 году. В документах было указано, что через 25 лет деревянные детали нужно заменить. Но об этом все забыли. В итоге конструкция простояла 50 лет и обвалилась.

Все трагедии происходят по невежеству людей. Главное сегодня не компетенция в каком-то вопросе, а связи. В мэрии нет сведений о мостах, их эксплуатации, грузоподъёмности. Нужно создать банк данных, где бы содержалась вся информация. Ведь только в одном Красноярске больше сотни больших и малых мостов. Кроме этого, раньше в краевой столице был филиал мостоотряда № 7, а сейчас нет ни одной квалифицированной организации, которая занималась бы строительством переправ.

Почему рушатся мосты?

- Почти безальтернативно много лет выигрывает конкурсы на строительство крупных объектов одна красноярская компания. Может, дело в том, что на рынке нет конкуренции?

- Да, сегодня все крупные работы выполняет «Сибиряк». Не хочу, чтобы руководство компании обижалось, но прошлогодний ремонт Коммунального моста - безобразие. Сам проект ремонта был составлен весьма неплохо, но его не выполнили. Можно заметить на переправе неровности, переломы в поперечном профиле. Всё из-за того, что были нарушения в производстве работ. Отмечу, что в 1996 году был сделан большой и качественный ремонт переправы. Но сегодня его состояние, особенно конструкции над основным руслом, вызывает вопросы. Если вы пройдёте под мостом, увидите арматуру. 

Сам мост мощный и уникальный. Если из него вынуть всю сталь и переплавить, можно сделать две подобных переправы. Арочные элементы шарнирные, весом по 2200 тонн. Зимой под воздействием холода шарнирное соединение опускается до 60 см. Мост становится ниже. Я бы сказал, что Коммунальный мост простоит около 60 лет. При этом срок службы водных опор - около 30 лет, их нужно капитально ремонтировать. Над Абаканской протокой они слабо размыты, ведь течение небольшое. А над главным руслом подводная часть опор значительно разрушена. Я ещё у прежнего мэра - Эдхама Акбулатова просил: выделите деньги, сделайте ремонт. Не дали.

Если Коммунальный мост - это оригинальное сооружение, то Николаевский - нет. Были предложения сделать его более оригинальным - опять же не хватило денег. При должном уходе этот мост простоит около 100 лет.

Отчего разваливается асфальт?

- В этом году Красноярску в очередной раз пообещали метро. Жители уже не верят в то, что подземка может появиться... Как вы считаете, нужна она краевой столице?

- Метро однозначно нужно строить. В том виде, в котором оно запроектировано, будет востребовано. Тем более вложены средства, да и отечественные специалисты поддерживают в хорошем состоянии проходческий щит. Хотя он был куплен за границей практически как выброшенный. Отработал в Канаде, Малайзии, Новой Зеландии, только после этого попал в Красноярск.

- Более приземлённая тема - дороги. Совсем недавно завершился капитальный ремонт, вложены миллиарды рублей. Насколько качественно отремонтированы красноярские магистрали?

- В Красноярском крае среди дорожных компаний, к сожалению, нет организаций с квалифицированными специалистами. Кадров не хватает, нанимают мигрантов, которые ничего не знают. Они могут приготовить бетонную смесь прямо на полу. Тот же асфальтобетон нужно укладывать на сухое место, следить, чтобы его температура была не ниже 150 градусов. А пока эти работники лопатками машут, материал уже застыл. Организация работы плохая. Хотя на заводах контроль налажен, асфальтобетон оттуда выходит более-менее качественный.

Кстати, ремонт в некоторых районах города перед Универсиадой продолжается. К примеру, возле корпуса СФУ уже по второму кругу прокладывают новые дорожки. Сначала просто плитку уложили, потом снова всё разрыли, теперь кабельную систему устанавливают. И почему нельзя было сразу всё сделать?

- Развейте миф, что дождь - самое время укладывать асфальт. Ведь у нас некоторые дорожники действительно так считают.

- В теории действительно существуют специальные составы материалов, которые можно укладывать на мокрую поверхность. Но только у нас их не производят. Представьте: чтобы приготовить такую смесь, в тонну бетона нужно добавить всего 25 граммов особого вещества. Ни на грамм больше. И сделать так, чтобы эта добавка равномерно распределилась в массе. У нас смесительных систем, способных сделать такое, нет.

Но привезли на участок асфальтобетон, и пошёл дождь. Куда его девать? Оставить в кузове? Его ведь потом не отдерёшь. Сбросить на землю тоже нельзя. Материал дорогой. Вот некоторые и думают: да никто не заметит, уложим по-быстрому.

Хотя в этом случае есть рекомендации, как поступить. Нужно быстро везти материал туда, где пока нет дождя. Под пологом на небольшое расстояние материал вполне реально перевезти. В городе ведь обычно сразу несколько объектов ремонтируется. Но отмечу, что нынче лето было тёплым. Всё равно не успели. Ссылаются на то, что какую-то плитку ждали с завода. Это смешно.

Досье
Игорь Богданов. Родился в 1943 году в Красноярске. Окончил Красноярский политехнический институт - инженер путей сообщения. С 1974 года преподаёт, разрабатывал проекты строительства и ремонта красноярских магистралей. Общий стаж работы - 50 лет. Профессор, почётный дорожник России. Доцент кафедры автомобильных дорог и городских сооружений СФУ.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах