Хамство, угрозы, шантаж - вот основные методы работы коллекторов. Вышибалы готовы на всё ради пары тысяч рублей. И порой жизнь заёмщиков превращается в настоящий ад. Когда беспредел сборщиков долгов перешёл все возможные границы, был принят закон об ужесточении требований к их работе. Но остались те, кому закон не писан. В ситуации разбирался корреспондент «АиФ-Красноярск».
Унижение и хамство
Сегодня в Красноярске работает около 20 коллекторских агентств. Причём только одно из них зарегистрировано в краевом центре. Остальные фирмы, как правило, тоже включены в государственный реестр, но только в других регионах РФ. Однако это не мешает им доставать должников из других городов. Только с начала 2017 года 462 красноярца пожаловались на прессинг коллекторов. Но после разбирательств подтвердилась только каждая 38-я претензия.
«В большинстве случаев жалобы поступают на многочисленные звонки, смс и прочее оказание психологического давления. Например, неправомерное взаимодействие с третьими лицами, не являющимися должниками, - рассказывает сотрудник управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю Валентина Ермолаева. - Со всеми работаем по одной схеме. От граждан поступают претензии, что их права нарушаются, мы собираем информацию, чтобы понять, обоснована или нет жалоба. Если да, наши сотрудники составляют протокол, отправляют в суд. И человека либо агентство привлекают к административной ответственности.
Как наказать беспредельщиков?
За каждой историей - судьба человека. Постоянные запугивания и прессинг доводят людей до отчаяния. Некоторые, не найдя выхода, решаются на самое страшное - самоубийство.
В прошлом году бизнесмен из Артёмовска из-за долгов расстрелял двух малолетних детей и беременную жену, а затем застрелился сам. Похожая история произошла и в Уяре, где отец лишил жизни себя и двухлетнего сына из-за финансовых проблем. Зачастую такие истории не связывают напрямую с действиями коллекторов, однако, когда люди не знают, у кого им искать помощи и куда идти жаловаться, они решаются на самый отчаянный шаг.

Летом этого года два агентства в Красноярске были привлечены к штрафу в размере
50 тыс. за унижения и хамство. Сегодня закон полностью на стороне должника. Если заёмщик полагает, что его права нарушены, он должен зафиксировать этот факт. Например, сфотографировать оскорбительные надписи у квартиры, сделать скрины электронных писем или смс-сообщений с угрозами, заказать распечатку звонков. В дальнейшем всё это может стать основанием для привлечения коллекторов к административной ответственности.
Дверь нежданным гостям жительница Красноярска Тамара С.
после случившегося не открывает. Визит вышибал надолго оставил неприятные воспоминания в её памяти.

К сожалению, такие истории не единичны. Недавно в СМИ появилась информация о новых случаях террора со стороны коллекторов. Должника Ивана вышибалы пытались в прямом смысле выкурить из дома. Из-за того, что заёмщик отказался открыть им дверь, ему подожгли звонок. Но на этом не остановились, оставили на стене в подъезде неприличное послание. К слову, мужчина не только успел сфотографировать своих обидчиков, но и написал заявление в полицию.
Исповедь коллектора
Однако и коллекторам приходится несладко. Большинство из них пошли на эту работу не от хорошей жизни. Например, Александр (имя героя изменено) по образованию педагог начальных классов, но, поработав в школе год, понял: дело это неприбыльное, семью не прокормить. Знакомые предложили стать коллектором, и понеслось…
«Заработок обещали хороший, да и работа вроде непыльная. Но на деле всё оказалось совсем по-другому. Чтобы получать прилично, нужно выполнить план - миллион в месяц! Не справился - получи только оклад, 15 тыс. рублей. За день приходится делать около сотни звонков. Здесь тебе и нахамят, и пошлют куда подальше, и долгих лет жизни пожелают, - рассказывает Александр. - По плану, в 60% случаев звонки должны быть результативными - получить согласие на погашение хотя бы части долга».
По признанию бывшего коллектора, всем новичкам выдаётся методичка, в которой подробно расписано, как начать разговор, возможные возражения заёмщика, как лишить его почвы под ногами и сознания собственной правоты и безнаказанности, на что давить. Кстати, по закону представители таких агентств обязаны называть своё имя. Но на деле используется псевдоним, так как каждая жалоба грозит лишением премии. И это не единственный обман.
«Когда не хватает какой-то небольшой суммы до плана, звонишь безнадёжным должникам и рассказываешь, что сейчас в рамках кредитной амнистии они могут заплатить пару тысяч и банк простит им долг. На такой работе главное - не оскотиниться, поэтому вовремя решил покинуть прибыльное место и найти более спокойное».
Справедливости ради стоит отметить, что порой в роли жертв выступают и сами коллекторы. Например, в начале осени красноярка не смогла найти общий язык с работниками агентства и наняла 10 мужчин, которые помогли ей вернуть арестованный автомобиль. В итоге семь коллекторов были жестоко избиты.
«Четверым пришлось идти на больничный после таких разборок, - говорит главный юрист агентства Станислав Куркин. - У двоих было подозрение на сотрясение мозга, ещё у одного сломан нос. Такая ситуация полностью идёт вразрез с законом. Вместо того чтобы вернуть свой долг банку, неплательщица организовала нападение, в результате которого пострадали люди».
Как вести себя с незваными гостями?
- Попросите предъявить документы, удостоверяющие личность
- Не нужно показывать страх
- Все угрозы коллекторов нужно записывать на диктофон
- Должник имеет право не впускать незваных гостей в дом
- Не грубите, не хамите и не угрожайте - всё, что вы скажете, может быть впоследствии использовано против вас
- Если подозреваете о круглосуточной слежке за вами, пишите заявление в полицию
- Если вы родственники заёмщика, помните, что по закону вы не несёте финансовой ответственности за должника
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть