Примерное время чтения: 6 минут
1024

Выбить долги. Война кредиторов и коллекторов по-красноярски

«АиФ на Енисее» №13 (1794) 25/03/2015
долг
долг / фото Александра Фирсова / АиФ

Жители Красноярского края, по данным краевых судебных приставов, задолжали банкам больше 20 миллиардов рублей. Для сравнения, эта сумма практически равна сумме бюджета Красноярска на текущий год. Такие вот масштабы. И никаких надежд на то, что граждане смогут в ближайшее время рассчитаться по долгам, нет. Они будут только расти. А значит, те, кому их нужно вернуть, продолжат действовать самыми жёсткими методами.

АиФ/ Рисунок Анатолия Самарина

Без вины виноватые

«К вам выезжает наряд полиции. Срочно верните долг, чтобы избежать негативных последствий», «Долг не оплачен, ваши данные будут переданы в БКИ (банк кредитных историй. - Прим. автора)». Таких и подобных смс от коллекторов Сергею пришло уже около сотни. Также каждый день на его телефон поступает больше 20 звонков с московских номеров. На том конце провода требуют отдать деньги.

Но дело в том, что у мужчины нет (!) ни одного действующего кредита, созаёмщиком и поручителем он тоже никогда не был. Взаймы у банков брал его родственник. Он-то и прописал в договорах контактные номера третьих лиц (даже не уведомив их) - без этого условия просто бы не получил займ. Сейчас должник выбросил старую симку, проживает не по прописке - коллекторы найти его просто не могут, вот и донимают родственников. «Я не могу просто так сменить номер, у меня наработанная годами база клиентов, - сетует Сергей. - Сменю телефон - потеряю месячный доход в десятки тысяч рублей».

Но Сергею, как оказалось, ещё повезло - в мобильном телефоне есть функция «чёрный список». Все номера коллекторов он так и помечает - реально дозваниваются единицы. А пенсионерке Лидии Васильевне звонят на городской номер каждые три часа - и в шесть утра, и в двенадцать ночи. Требуют, чтобы какая-то Елена Петрова вернула деньги. Но женщина среди своих знакомых не может вспомнить никого с таким именем и фамилией.

То есть получается, что в подобную ситуацию может попасть каждый. Ведь заёмщик вправе оставить номер чей угодно. Конечно, банки должны проверять эти телефоны на предмет подлинности и согласия их владельцев оставить свои номера банку. Но получается, что в подобных случаях этого сделано не было или было сделано так, что люди и не поняли, о чём речь.

Угроза расправой

Часто бывает так, что по месту прописки заёмщики не проживают. И вышибалы долгов одолевают их престарелых родителей.

«Ко мне несколько раз приходил бугай: пугал, оскорблял, - рассказывает Галина Валентиновна, у которой сын должен разным банкам больше полумиллиона рублей. - Говорил, что квартиру за долги заберёт, а своего ребёнка я вообще больше никогда не увижу. И смс шлёт с угрозами физической расправы».

Сын пенсионерки к ней уже давно не заходил - боится, что коллекторы подкараулят. Среди жалоб на кредитные организации, которые сейчас валом идут в управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, есть и с указанием конкретных физических увечий. Так, одному мужчине коллекторы пробили голову стулом, при этом угрожали его жене и детям.

«Эту жалобу мы передали в полицию, - рассказывает Наталья Лохман, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по краю. - Заниматься такими делами уже не в нашей компетенции. В случае любых угроз нужно сразу обращаться в полицию, а не к нам - времени меньше потеряете, за которое ещё проценты набегут. Но имейте в виду: для разбирательства необходимы доказательства. Это могут быть распечатки звонков и смс, свидетельства соседей».

Нередки случаи, когда коллекторы в подъезде расклеивают фотографии неплательщиков с оскорбляющими надписями или пишут на входной двери, что здесь живёт должник. В этих случаях тоже следует обращаться в полицию.

Часто в ведомство обращаются люди с просьбой повлиять на банк с примерно таким содержанием: «Я не могу платить по кредиту, если вы мне не поможете, покончу жизнь самоубийством». Но ни одна госструктура не в силах повлиять на решения банков. Тем, кто взял взаймы, долг отдавать в любом случае придётся.

«Люди зачастую текст кредитного договора вообще не читают, - объясняет Лохман. - А там всё прописано: что и долги третьим лицам банк может передавать, и указанные персональные данные в своих целях использовать. Я настоятельно рекомендую: прежде чем брать кредит, изучите досконально все пункты договора. К этому нужно подходить серьёзно».

Жить по средствам

Через суд можно вернуть сумму уплаченных комиссий, страховок, назначенных банком штрафов за просрочку платежей. В Роспотребнадзоре большая практика по таким делам. В 98% случаев, когда ведомство выступало в суде, были приняты решения в пользу потребителей. Так, был случай, когда человек брал в кредит 354 тысячи рублей. По факту на руки он получил лишь 300 тысяч, остальные 54 сразу ушли на погашение страховки. Но страховой банк перечислил лишь 1200 рублей. Хотя все риски несёт именно страховая компания, то, что банк оставил себе, - незаконно.

Среди тех, кто берёт кредиты, есть такие, кто долги отдавать изначально не собирается. «Мы выдали займ женщине - через какое-то время она перестала платить, - рассказывает Анатолий, владелец небольшой кредитной организации. - Когда мы подали на неё в суд, то оказались в конце длинного списка тех, кому она должна. Женщина умудряется постоянно перекредитовываться - платит небольшие суммы по разным займам и, по сути, ответственности избегает».

Но сегодня ситуация критическая. Те, кто был ещё недавно добросовестным заёмщиком, может легко попасть в категорию неплательщиков. Люди брали кредиты, ипотеки, рассчитывая на стабильный заработок, привычные траты на еду и коммуналку. Но цены взлетели почти в два раза, а кто-то уже потерял работу, кому-то урезали зарплату. И выход тут, видимо, один - ужиматься в расходах, менять квартиры на меньшие и жить по средствам. Долги нам никто не простит. 

Мнение эксперта
Наталья Бурдюкова, заместитель руководителя Енисейского управления Роскомнадзора:
 
В 2014 году в управление поступило 222 жалобы на работу банков и коллекторов, в первом квартале 2015 года - уже 51. Зачастую обращаются непосредственные заёмщики, которые просят пресечь звонки от коллекторских агентств. Во многих случаях выясняется, что человек сам поставил подпись в договоре, где отдельным пунктом указано, что он даёт согласие в том числе и на передачу персональных данных другим организациям. Много жалоб поступает и от людей, страдающих от недобросовестных действий знакомых, которые указали их телефон при заключении кредитных договоров - или как собственный, или как друга или родственника. После нашего обращения сотрудники коллекторского агентства стирают номера из базы данных, и звонки прекращаются. Если вам поступают звонки от коллекторов, сообщают ваши данные, а вы не являетесь должником, то вправе потребовать прекращения неправомерной обработки ваших персональных данных.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах