aif.ru counter
11.11.2016 10:34
1239

Жизнь на ощупь. Как слепые люди пишут картины, фотографируют и путешествуют

«АиФ на Енисее» № 45 (1878) 10/11/2016
Приняла себя такой, какая есть.
Приняла себя такой, какая есть. © / Фото из личного архива В. Юртаевой

По мнению многих учёных и психологов, слепота – одна из самых тяжёлых форм инвалидности, ведь 90% информации о внешнем мире человек получает с помощью зрения.  В преддверии международного Дня слепых, который отмечается 13 ноября, редакция «АиФ – Красноярск» рассказывает две истории: женщины, которая перестала видеть, будучи взрослой, и девочки, которая никогда не знала, как выглядит этот мир. А ещё о том, как в темноте можно увидеть красоту, и  любить жизнь, несмотря ни что.

История Варвары: «Первые три месяца был ад»

Ещё восемь лет назад Варвара ЮРТАЕВА была обычной женщиной. Женой, матерью, юристом в крупной компании Лесосибирска. Времени хватало только на работу и немного на семью. Но однажды всё изменилось. Одна ошибка врачей погасила свет в её глазах. Но, как оказалось позже, зажгла свет в сердце.

Дома её глазами были родные, на работе - коллеги.
Дома её глазами были родные, на работе - коллеги. Фото: Фото из личного архива В. Юртаевой

«Первые три месяца был ад: не видишь ничего, не понимаешь, что будет дальше... Хотела наказать виновников, но как всегда: документов нет, карточки потерялись. Потом начала думать: а что я ною? Семья есть, сыну нужна мать, с работы пока не уволили, на компьютере печатаю не глядя, общаться с людьми умею…»

И где-то внутри загорелся свет надежды. Может, попробовать принять себя такой, какая есть? Варвара приобрела звуковую программу для незрячих. Дома её глазами были родные, на работе - коллеги. Ещё пять лет продолжала быть юристом, пока на предприятии не произошли сокращения. Но одновременно с этим из города уехал председатель общества слепых, и ей предложили его место.

«Подумала: почему бы и нет? Я смогла преодолеть все трудности, может, и другим чем-то пригожусь. Стала помогать людям, и появилось вдохновение. Начала вязать и шить, я и раньше умела, по первому образованию портной-универсал, но на это никогда не хватало времени. Оказывается, глаза для этого и не нужны! Приобрела машинку для незрячих. Ткань в первую очередь выбираю на ощупь, потом - на запах, и только если всё нравится, спрашиваю цвет. Каждый раз заставляла себя пробовать что-то новое. Не получается - берусь за другое, ищу то, что даст мне возможности для реализации. Плела из бисера, лепила из солёного теста…»

Слышу, как люди улыбаются

«Однажды в руки попала акриловая краска. Она тягучая - как пластилин в руки ложится. Попробовала нарисовать цветочек, второй - родные одобрили, потом ещё и ещё. В голове стали всплывать образы-воспоминания, и я стала класть их на бумагу».

О своих картинах она отзывается скоромно: «Не шедевры, конечно, - так, для себя». Да она их просто не видела! В каждом образе: женщины ли, ребёнка или животного - живые эмоции, пронзительные, трогательные, достающие до глубины души. В каждом цветочке, листочке, стебельке - жизнь с её буйством красок. Смотришь и удивляешься: как удаётся прочувствовать и нанести всё это на холст, не имея зрения?

Такие картины пишет человек, который ничего не видит.
Такие картины пишет человек, который ничего не видит. Фото: Фото из личного архива В. Юртаевой

«Цвета красок на мольберте мне помогли подписать специальными тактильными значками. Сначала рождается образ, погружаюсь в воображение. Какие краски добавить, как смешать, чтобы получился нужный оттенок… »

Удивительно, что Варвара ещё неплохо фотографирует, учится играть на фортепиано, ведёт в Центре дополнительного образования разные кружки: обучает детей-инвалидов компьютерной грамотности, ведёт адаптивную физкультуру, выиграла два гранта под это. Приходят не только незрячие и другие люди с ограниченными способностями, есть даже здоровые, которым интересно научиться чему-то новому. 

В каждой картине - живые эмоции, достающие до глубины души.
В каждой картине - живые эмоции, достающие до глубины души. Фото: Фото из личного архива В. Юртаевой

«Я просто живу так, как мне нравится, а не на что хватает времени. Появилось понимание, что, если сейчас этого не сделаешь, не сделаешь никогда. Конечно, глаза ничем не заменишь, иногда чувствуешь себя беспомощной. Но, когда мы теряем одно, нам даётся другое. Я научилась чувствовать людей, слышу, как человек улыбается, как меняется его голос, когда он доволен, расстроен или лукавит. Я стала более бесшабашной. Ведь ещё столько нужно сделать! Если человек сам не захочет, даже если полностью здоров, его никто не заставит сделать. Если есть желание, преодолеть можно всё, вокруг нас много возможностей, надо только не бояться ими воспользоваться».

История Анжелики: «Мне нравится когда много звуков»

Восьмилетняя Анжелика из Красноярска - инвалид по зрению с рождения… Первые годы своей жизни она ещё немного видела, но сейчас - полная темнота. О том, как маленькая девочка смотрит на жизнь закрытыми глазами, узнавал наш корреспондент, который провёл с ней день.

В 8.30 я на месте, жду свою новую маленькую подругу. Сегодня я вместе с ней иду в школу. О том, чтобы оставаться на домашнем обучении, не было и речи - девочка уже второй год учится в специализированной школе для слабовидящих и слепых.

Девочка уже второй год учится в специализированной школе.
Девочка уже второй год учится в специализированной школе. Фото: АиФ/ Фото: Ксения Орлик

Мама привозит девочку, и мы остаёмся вдвоём... Признаюсь, было немного страшно. Что делать? Помочь ей раздеться? Может, позвать вахтёра? Но в итоге помощь понадобилась мне. Анжелика села на лавочку, уверенными движениями переобулась, повесила свою куртку в гардероб и, пожелав хорошего дня вахтёрше, которую узнала по голосу, уверенно пошагала вперёд: «Пойдём со мной, в школе я всё знаю».

Всё основное обучение для незрячих детей построено на знании рельефно-точечного шрифта Брайля. Для изображения букв используются точки, которые расположены в два столбца. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и выпуклый текст читается слева направо при помощи чувствительности пальцев. Дети, которые владеют этой системой, действительно особенные, ведь в этом невероятно сложном алфавите разберётся далеко не каждый взрослый.

Книги читают подушечками пальцев.
Книги читают подушечками пальцев. Фото: АиФ/ Фото: Ксения Орлик

«Ребята в отличие от нас, обычных людей, готовы всегда друг другу помочь, - рассказывает Наталья ШАМСУДИНОВА, учитель школы. - Есть дети, которые немного видят, они смотрят за слепыми, помогают в ориентировании. У Анжелики есть заботливая подруга Фатима, с которой они всегда гуляют по территории школы». 

Я услышала, как моя подруга читает стихи: в рифмованных строчках про небо и море было столько выражения, как будто всё, о чём Анжелика повествовала, она действительно видела…

Неизведанный мир

Обычно после обеда в школе до 17.00 продлёнка - ребята учат стихи, рисуют, проводят концерты. Но сегодня мы отпросились пораньше и пошли гулять. Нужно отметить, что по знакомым местам Анжелика перемещается совершенно спокойно. «Один, два, три, четыре, пять - и повернуть налево», - озвучивает школьница свой маршрут, выходя из школы к проспекту. Но потом берёт меня за руку. Дальше для неё незнакомая территория. Дойдя до остановки, девочка сразу остановилась. «Слышишь, что машины едут? Опасно», - предупреждаю я. «Знаю. Просто мне очень нравится, когда я слышу много звуков: машины, люди, птицы - это так интересно!» - отвечает она и улыбается. 

В автобусе Анжелика делала всё по моим указаниям: три шага вперёд, два налево, одна ступенька наверх - и мы на месте! Кстати, люди вокруг пытались помочь: уступили в автобусе место, подержали дверь. Ощупав тоненькими дрожащими руками свободное место, Анжелика уселась. 

Вообще, мы планировали попасть в краевую детскую библиотеку. Но поняв, что там незрячим делать нечего, просто пошли погулять. Как оказалось, для Анжелики мир за пределами знакомых улиц и домов полон неожиданностей и проблем. По чужим дворам и проспектам шаги были не такие уверенные, но зато сколько возникло вопросов! «Где мы? Куда идём? Какой это магазин?» Всё новое сразу стало интересным. К сожалению, ни в одном торговом центре, где мы были, я не заметила никаких отметок для слепых. А в магазинах всё работает по принципу самообслуживания, и людей, которые могли бы помочь слепому, нет. Конечно, в свои 8 лет девочке рановато ходить одной, но мне очень хотелось, чтобы в будущем современные технологии дошли и до нас, и Анжелика могла бы без посторонней помощи сделать покупки в магазине.  

Общество не готово

Инвалидов в Советском Союзе прятали. Не хотели о них говорить. Стеснялись, боялись, стремились забыть. С тех пор изменилось многое, но активно безбарьерная среда начала создаваться только в 2012 году, когда Россия подписала всемирную конвенцию по правам человека. 

Закон о доступности среды был принят давно, но только его никто толком не исполнял, а когда приняли конвенцию, законы стали жёстче. Сейчас регулярно проходят мероприятия по решению проблемы интеграции инвалидов в общество, выделяются субсидии. Например, для незрячих выделяют собак-проводников, в Красноярском крае их 14, получает каждый желающий. Однако закон обязывает собрать подписи жильцов много­квартирного дома, что они не против такого соседства. Устанавливаются звуковые светофоры, новых только за этот год и только в Красноярске - 27. Есть библио­теки, специальные классы и обучающие программы для незрячих детей. Организации делают вывески с шрифтом Брайля. На центральных улицах стали укладывать тактильные дорожки для людей с тростью. Правда, в обществе на них жалуются - из-за углуб­ления на тротуаре девушки на каблуках подворачивают ноги.

- Конечно, многое меняется, но до конца ещё наше общество не готово полностью принять инвалидов, - считает Валентина ПРУДКОВА, председатель Красноярской краевой организации ВОС. - Но это поправимо. Десятки лет в советское время инвалидов скрывали, а теперь нужно время, чтобы принять, что они такие же, как все. Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне, чтобы перестроить их психологию, и нашему обществу нужно время. Нужны и финансовые, и информационные ресурсы…

Кстати, проблемы во взаимопонимании есть и между разными сообществами инвалидов. В Красноярске камнем раздора между организацией слепых и обществом, где состоят колясочники, стала тактильная дорожка.

- Для нас бордюр - это знак, что дальше проезжая часть, мы согласились, что для проезда инвалидного кресла это барьер, и предложили устанавливать тактильные дорожки, но теперь оказывается, что тактильные дорожки мешают ещё и колясочникам, - возмущается Валентина Ивановна. - Но ведь незрячие тоже как-то должны передвигаться! 

Мнение эксперта

- Конечно, ситуация с доступностью среды для людей с ограниченными возможностями стала меняться, - говорит Надежда БОЛСУНОВСКАЯ, председатель общественного движения «Право на счастье».

- В государственных учреждениях появляются пандусы, лифты, тактильные таблички, строятся новые объекты уже с учётом, как по ней будет передвигаться инвалид. Кстати, Красноярский край по созданию безбарьерной среды для маломобильных граждан стоит в лидерах среди регионов России.

С другой стороны, порой эта доступная среда делается для галочки, например, сделали пандус, а проехать в коляске невозможно, потому что он выложен плиткой или очень крутой. Сделали на Свободном подъёмник, но на нём можно подниматься только на определённом типе коляски. Тактильную плитку на улицах укладывают в мороз… И много других примеров. Кроме того, много объектов, которые ещё не доступны: это и госучреждения, которые не попали в программу, и коммерческие структуры, и общественный транспорт, и наши улицы, где много бордюров. Но в целом общество стало менять отношение к людям с ограниченными возможностями, и многие отмечают, что на них перестали смотреть косо, как было ещё 10 лет назад. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество