Примерное время чтения: 8 минут
207

Жители красноярского села оказались в заложниках у колхоза

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ на Енисее 17/10/2012

Чужой дом

Первой в такую мясорубку попала учительница Людмила ЦЕЛИЩЕВА. Когда несколько лет назад она решила приватизировать свой дом, который они с мужем строили сами. Оказалось, что он находится в частной собственности СПК «Жеблахтинское». Семья подала в суд в надежде на справедливость, но закон оказался не на её стороне. Приватизировать она не имеет права, а вот купить - пожалуйста. Правление бывшего колхоза предложило рыночную цену - 450 тысяч рублей. Таких денег у семьи педагога не нашлось. А через некоторое время СПК подало на неё в суд. И на этот раз закон оказался на стороне бывшего колхоза. В короткие сроки Целищевым нужно было отдать 350 тысяч рублей за дом и ещё 100 тысяч - за землю.

- Даже пришлось скрываться от приставов, а где нам взять такие деньги? - захлёбываясь от слёз, рассказывает Людмила Константиновна. - Как стыдно и страшно, когда приставы пришли разыскивать меня в школу, даже ученики предлагали спрятаться… Я что, преступница?..

Дело едва не дошло до само-убийства, благо коллеги оказались рядом. Поручились за неё в банке, когда она подала на ипотеку. Выдали только часть денег - на дом. Теперь приходится копить на землю из остающихся после ежемесячных платежей средств. Долг - 85 тысяч. 11 октября мужу учительницы пришло письмо помощника адвоката Маргариты Феклушиной, которая сообщала, что за семьёй Целищевых числится долг перед СПК «Жеблахтинский», и в случае неуплаты до 10 ноября текущего года они снова обратятся в суд.

По её словам, ни жильё, ни земля колхозу не нужны, однако по закону жители обязаны ежемесячно платить за жильё, но они отказались.

- Вы знаете, какая смешная у них ежемесячная плата? 169 рублей, а они не платят уже три года, - говорит Маргарита ФЕКЛУШИНА. - Потому СПК вынужден был подать в суд.

Раньше компенсацию за коммунальные услуги учителям оплачивало государство, с 2008 года льготы отменили, поскольку на частное жильё компенсации не дают. Но о том, что компенсации прекратили выплачивать, никто жеблахтинских учителей не предупредил.

- Люди просто в страхе, - рассказывает Нина УЛЬЧУГАЧЕВА, директор Жеблахтинской школы. - Я 44 года работаю в школе, землю и дома нам давали бесплатно. А теперь всё с ног на голову перевернулось - я не в своём доме живу, не в государственном, а у частника!

На что деньги?

В подобной ситуации оказались практически все жители деревни - жильё раньше выдавали на равных условиях и колхозникам, и учителям, и врачам, и милиционерам. Ключи тогда вручали из рук в руки, без документов. Ни ордеров, ни договоров найма, ни техпаспортов не требовалось. Теперь для одних председатель бывшего колхоза жильё продаёт за условную стоимость, для других - по рыночной цене.

- Колхозникам - по льготной цене, в зависимости от стажа, - комментирует Юрий ФЕДУЛОВ, председатель СПК. - Например, дом площадью 80 кв. м

стоит для колхозника, отработавшего 20 и выше лет, 7 тыс. руб. Для тех, кто никогда не работал в хозяйстве, - 130, 180, 200 тыс. - в зависимости от состояния жилища. Дома принадлежат хозяйству и стоят на его балансе, и мы имеем право продавать по рыночным ценам. И в первую очередь тем, кто живёт в этих домах сейчас.

Интересует сельчан и то, куда уходят баснословные деньги, которые они выкладывают за собственные дома.

- В СПК числятся человека четыре, причём работают только для себя, ни мясо, ни пшеницу никому не продают, - возмущается Наталья ИНИНА, ещё одна из пострадавших. - Зато цены на дома с потолка берут.

Бессильная власть

По всему видно, что новое коммерческое предприятие решило поправить своё бедственное положение, обдирая бюджетников как липку. Глава района об этой ситуации знает и лишь разводит руками: собственник действует в рамках закона.

- В своё время жители могли приватизировать свое жильё, нужно было просто этим вопросом заниматься. Если бы они это сделали, сейчас вопросов не было бы, - пояснил Владимир ЮРЬЕВ, глава Ермаковского района.

Однако приватизировать свое жильё сельчане пробовали, но всегда приходил отказ - оно стоит на балансе бывшего колхоза, который за постперестроечное время четырежды менял своё название.

- Такая ситуация сейчас по всей стране, но кто-то просто разделил паи, и колхоз прекратил своё существование, а кто-то решил нажиться на ситуации и превратить колхоз в частную собственность, - говорит Андрей МАРКЕЛОВ, глава Жеблахтинского сельсовета. - СПК ведь даже не собственник этих домов, просто они стоят у него на балансе.

В соседних колхозах таких проблем не возникало - бывшие колхозы просто сняли с баланса жильё, и сельчане смогли приватизировать свои дома бесплатно, независимо, колхозник ты или учитель. Видимо, там власть заботилась о людях.

В Жеблахте же некоторые жители деревни по принципиальным соображениям отказались выкупать дома.

- Пусть платят ежемесячно 169 рублей, и никто на них в суд подавать не станет и из домов не выгонит, - добавляет Федулов.

Однако, если настанет такая необходимость, ни продать такое жильё, ни передать по наследству детям они не смогут. Не смогут выгодно продать свои дома и те, кто выкупил их у СПК «Жеблахтинское», ведь за рыночную цену никто не купит.

Остается спросить у тех, кто пишет такие законы, и у тех, кто использует их в корыстных целях: почему в стране, где крепостное право отметили 150 лет назад, интересы собственника до сих пор оказываются выше прав человека?

Комментарий

Марк ДЕНИСОВ, уполномоченный по правам человека в Красноярском крае:

- Эта тема заслуживает особого внимания, поскольку не только в Ермаковском районе руководством СПК ущемляются жилищные права сельских педагогов. Аналогичные жалобы поступали из Большемуртинского, Сухо-

бузимского, Иланского районов. Я не понимаю позиции руководства СПК, ограничивающего права учителей, и неоднократно обращался с этим вопросом к главам муниципальных образований и руководителям СПК. К сожалению, суды не имеют основания передавать в собственность граждан жилые помещения, зарегистрированные на праве собственности за СПК. Решения судов вступили в законную силу, и я не вправе отменять либо изменять судебные постановления. По моему мнению, подобные ситуации создаются по причине отсутствия чёткой нормативной базы и основного законодательного акта, которые бы обязали передать жилищный фонд, принадлежащий совхозам (колхозам),

в муниципальную собственность.

P.S. Редакция «АиФ на Енисее» подготовила запросы: в прокуратуру Красноярского края, главе Ермаковского района, в правительство и Заксобрание края с просьбой разобраться и найти пути решения проблемы. Мы будем следить за ситуацией.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах