Доктор культурологии из Чечеула. Как сделать музей центром притяжения?

Музей имени Сурикова располагает богатым художественным наследием. © / Владимир Лузан / Из личного архива

Владимир Лузан, несмотря на молодость, – человек в Красноярске известный. По версии одного из глянцевых журналов он вместе с коллегой вошёл в топ-30 городских знаменитостей. Причиной стали успешные и необычные проекты в культурной сфере, которыми Владимир занимается практически всю свою жизнь.

   
   

На самом деле директор Красноярского художественного музея имени Сурикова и доктор культурологии себя знаменитостью совсем не считает и уверен, что надо любить своё дело и свою страну, чтобы люди узнали о тебе.

Как стать знаменитостью

Встречаемся с Владимиром в субботу, поздно вечером. Другого времени в плотном графике директора не нашлось. Как он шутит, такая «ночь в музее» часто становится повседневной реальностью. Судите сами: за год в музее проводится минимум два десятка разноформатных мероприятий, не считая обширной образовательной программы, которая активизировалась благодаря инициативе доктора культурологии и профессора Сибирского федерального университета Лузана. И практически на всех публичных мероприятиях при музее ему приходится бывать лично и до конца, до часа ночи, например. Поэтому все внеслужебные дела – вечером в субботу, а для большой семьи остаётся совсем короткий промежуток в будни и воскресенье.

Фото: Из личного архива/ Владимир Лузан

До прихода Владимира Лузана на пост директора в 2016 году три основные зала суриковского музея были в основном местом традиционных экспозиций. За пять лет всё существенно изменилось. Главным достижением он сам считает продолжение амбициозного и крайне важного для культурной палитры Красноярья проекта «Музейный квартал».

На столе у Владимира – как настольная книга – план реконструкции соседних исторических зданий. Проект ёмкий и по времени, и по трудозатратам, и по результату. В Суриковском музее сейчас находится более 16 тыс. экспонатов, и только 17% из них были когда-то поэтапно показаны публике. Просто нет специальных пространств. А «Музейный квартал» поможет увеличить эту долю как минимум в два раза. К тому же откроется возможность проводить мастер-классы, лекции, лектории, образовательные программы, создать магазин сувениров, связанных с Красноярским краем, как это сделано в больших музеях, и в целом повысить доступность культурного наследия края для его жителей и гостей. Завершить проектные работы и приступить к следующему этапу Владимир планирует через полгода.

Ещё одно историческое событие, которое произошло в музее в бытность его директором Владимира Лузана, – экспозиция всего одной картины, но очень важной, знаковой для региона. «Это было практически невозможно – «вынуть» из постоянной экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге легендарное полотно кисти Василия Сурикова «Взятие снежного городка» и перевезти в Красноярск. Это было накануне Универсиады-2019. Сложнейшая операция, без преувеличения. Крайне редко крупные музеи выдают на экспонирование в регионы полотна такого уровня из постоянной экспозиции».

В чём ценность картины? Это единственная работа Сурикова из наиболее известных, написанная на родине. Картина была впервые показана на выставке передвижников в Санкт-Петербурге в 1921 году. Но вот произошло чудо, и работа великого земляка была представлена зрителям, которые не всегда могут посетить северную столицу.    
   

Парень с гармонью

Владимир Лузан вообще явно любит перемены. И вся его недлинная, но насыщенная событиями биография тому подтверждение.

– Владимир, вы же приехали в Красноярск относительно недавно, всего 18 лет назад. И за это время такой взлёт. Вы же родом из сельской местности? Как пришли в культуру?

– Я родился в селе Чечеул Канского района. Это село знаменито благодаря развитому сельскому хозяйству. Мои родители работали на птицефабрике. А меня с детства приобщали к народной культуре и крестьянскому труду. Но было одно увлечение в семье, которое, скорее всего, и определило мой профессиональный выбор. Отец любил играть на гармони, и меня отдали в местную школу искусств. Гармонь, надо сказать, – довольно сложный инструмент, потому что её регистр мал. На гармони нельзя сыграть, по большому счёту, какое-то классическое произведение, а вот народную песню... За душу берёт!

Владимир вспоминает, что школа процветала благодаря семье подвижников и фольклористов Косых. Ансамбль под их руководством «Родничок» стал первым художественным коллективом, с которым Владимир Лузан ещё школьником исколесил Красноярский край и даже выступал в цехах завода «Сибтяжмаш».

«Пели прямо в цеху, такие лица были у рабочих радостные… Они прямо со смены, в спецодежде, перепачканные маслом. А слушали так, будто мы соловьи!» – рассказывает Владимир. А первое большое путешествие он вместе с юными фольклористами совершил в лагерь «Океан» под Владивостоком. И до сих пор с того прекрасного времени его любимая песня – «Ой, при лужку, при лужке» – была и остаётся в активном репертуаре. Владимир недавно буквально взорвал соц­сети, когда выложил видео, где он, уже будучи директором музея и доктором наук, мастерски, как настоящий виртуоз, исполнил пару народных мелодий на деревенской гармони. Дети, а у Владимира два сына и совсем маленькая дочь, любят, когда отец играет на гармони и поёт народные песни. Это так объединяет всю семью!

Профессия – искусствовед 

– Вообще, не стоит отрываться от корней. Я до сих пор люблю своё родное село, часто туда ездил, пока родители там жили. А культура стала для меня профессиональной стезёй, после того как я не прошёл в военное училище. Хотел стать военным! Не хватило одного балла. Конкурс был восемь человек на место. Приехал в Красноярск, поступил в СФУ, тогда КГУ, на специальность «искусствоведение» и уже через месяц стал старостой группы. Вообще, мне нравится быть ответственным за свои решения и быть впереди, – откровенничает Владимир.

До поста директора музея он прошёл классический путь. университет – аспирантура – преподавание в вузе. В какой-то момент у Владимира появилась семья, и нужно было зарабатывать. Как? Он не чурался любой работы, устроился в фирму электроники, продавал телефоны, а по выходным работал продавцом в винном магазине. На руки получал приличные деньги, около 2 тыс. долларов. Но после аспирантуры вернулся в профессию бесповоротно. Хотя мог стать гением торгового маркетинга.

И первый музей, который возглавил Владимир, был частной инициативой предпринимателя, посвящённой творчеству Виктора Астафьева.

Через короткое время Владимир прошёл по конкурсу в региональный Минкульт и стал чиновником. Говорит, это было очень продуктивное время, когда он понял до конца, как устроена система культуры в крае и что такое госполитика в этой области. После позиции главного специалиста Владимир успел поработать в разных ведомствах, пока не занял пост в музее.

Музей – место легендарное. Здание построено в стиле модерн купцом Гадаловым для жены Веры. Оно создаёт особую атмосферу и ту требовательность к содержанию, к которой Владимир относится с трепетом культуролога. Говорит, когда первый раз остался один в кабинете, было очень волнительно: высокие своды, гулкая тишина, в общем, историческая усадьба с большой судьбой. Как и вся художественная жизнь края.

Владимир Лузан уверен, что надо повысить доступность музея, возможности экспонирования, чтобы представлять богатое художественное наследие людям. И это его главная цель. 

Планы и планинг

В прошлом году Владимир защитил докторскую диссертацию. Скорее, с трудом, чем легко. Дело в том, что во время первой защиты в 2018 году сломалась видеокамера, которая по закону должна фиксировать «момент истины», хотя процедура длилась целых четыре часа. Поэтому пришлось ехать в Москву для повторной защиты в 2019 году. После этого было принято решение пройти независимую защиту ещё раз, во Владивостоке. «Получается, что процесс занял около двух лет – для меня это серьёзное испытание и большой стресс. Но зато в 35 лет я стал доктором наук, что считается большой редкостью», – рассказал директор музея. Диссертация была связана с анализом культурной политики России.

Сейчас Лузан ведёт своих дипломников. «Я строгий преподаватель с юмором. Если они будут воспринимать моё общение не как приятный бонус к учёбе, а как некую слабину, тогда у них могут возникнуть проблемы», – улыбается профессор Лузан.  

«Свободного времени практически нет, – не хвастаясь и не жалуясь, констатирует Владимир. – Обычный день начинается с 6.30, отвожу ребёнка в детский сад, иногда заезжаю в фитнес-зал. У меня трое детей, с женой в третьем браке я познакомился, когда она была моей дипломницей. Я очень счастлив! В субботу работаю в университете, читаю лекции. Это большая нагрузка. Но я привык планировать свою жизнь. Пользуюсь обычным ежедневником: как правило, задачи расписаны на год вперёд».

Одна из последних «точечных» задач – вывесить в кабинете новую работу. Подарок музею от художницы. На полотне изображена сибирская природа: село Сизая, где родился Иван Ярыгин, сибирский богатырь. «Я там когда-то бывал, это очень сильное место. И очень символично, что получил в подарок этот пейзаж. Вообще, вся моя деятельность как работника культуры – создать такие условия, чтобы молодые люди оставались в родном крае, а не пытались уехать в другие территории. Для этого нужна инфраструктура, а культурное наследие и нынешние таланты у нас есть!»