Ачинский художник признаётся в любви к родным местам

Фото Ильи ЛАБУНСКОГО, картина Павла БАТАНОВА

Красноярск, 24 июня — «АиФ на Енисее». «Меня коробит, когда говорят «эта страна». Понимаете, не наша страна, не наша Родина, а «эта»! Как можно ругать место, где ты живёшь?» - задаётся вопросом Павел БАТАНОВ, ачинский художник.

   
   

Ещё 10 лет назад не в моде было восхищаться родиной и говорить о патриотизме. Сегодня ситуация меняется. Во многом благодаря энтузиастам-одиночкам, которые, несмотря на все кризисы и беды, не перестали верить в государство и в этом духе воспитывают детей. В их числе - ачинский художник Павел Батанов, который уже более 30 лет в своих картинах признаётся в любви родным местам.

Поэзия в красках

Павел Батанов: - Какое могущество России в картинах Шишкина! Смотришь на эти вековые сосны - и гордишься своей Родиной. Вдруг взгляд падает на картину Левитана - и в душе появляется отклик грусти. Передаётся не только эпическое понимание Родины, но и внутреннее её состояние: она бывает грустной, тихой, озарённой и весёлой…

Через портрет мы можем понять, каким человеком был Гагарин, Циолковский, Ленин… Можно написать так, что перед нами предстанет обычный человек, а можно показать полководца - великого, отважного, смелого и волевого, каким мы видим Жукова в картине Павла Корина.

Я пишу пейзажи, обобщаю и создаю образ Родины, а не вид определённой местности. Показываю, какие у нас дали - весенние, осенние, - реки, горы, поля. Сбор материала веду постоянно: маленький набросок, увиденная или сделанная фотография, этюд. Художник, как и писатель, по кусочкам собирает материал и создаёт произведение. Ведь живопись - это поэзия в красках. Часто возвращаюсь в одно и то же место через полгода, год, чтобы увидеть, как изменилось дерево, поле - в дождь, снег, солнечный день, весной... И нахожу именно ту деталь, которой не хватало. Картина становится ещё богаче по содержанию. Советский живописец Алексей Грицай сказал: всё, что художник пишет - ручеёк, веточка, травинка, цветочек - это лицо Родины.

 

Павел Батанов рядом со своей картиной. Фото: Анна Наумова

«АиФ на Енисее»: - Если картина - это лицо Родины, то художник - истинный патриот?

   
   

П. Б.: - Лично меня коробит, когда говорят «эта страна». Понимаете, не наша страна, не наша Родина, а «эта»! Как можно ругать место, где ты живёшь? Ведь оно тебя кормит, даёт образование. Конечно, можно сказать: «Вот на Западе…». Да, там по-другому. Но у нас в данной ситуации именно так, и именно здесь мы живём и строим будущее. Я вижу Россию, можно сказать, глазами влюблённого и не хочу заниматься её обличением. Я не пишу обвалы, заброшенные деревни, свалки, разрушенные церкви. Я вижу Родину не такой, какой её представляют другие. И чем старше становлюсь, тем больше любви. Я считаю, что художник обязан быть патриотом.

Деньги делают деньги

«АиФ на Енисее»: - Многие художники часто путешествуют, чтобы увидеть новые места, запечатлеть их. Насколько это важно вам?

П. Б.: - Мне, чтобы написать хороший пейзаж, не обязательно далеко ездить. Природа Красноярского края очень разнообразна. Попробуй, осиль наши расстояния! Я работаю только в Причулымье, начиная от слияния Чулыма и до Бириллюс - Назарово, Ужур, Копьёво, Тургужан… Много езжу по этим местам, материала - непочатый край. Основная масса художников находит свою местность и там работает. Тот же Пластов писал свою родную деревню близ Ульяновска. И его картины являются достоянием мирового искусства.

В Красноярске, чтобы увидеть открытую чистую даль, без домов и дач, нужно уехать из города. А в Ачинске выйди за центральную улицу - природа. Мегаполис даёт возможность себя реализовать. Но мне, как пейзажисту, нужно постоянно быть на природе. А в большом городе такой возможности нет.

«АиФ на Енисее»: - Что нужно современному художнику?

П. Б.: - Одному - хорошая мастерская, другому - большие гонорары, третьему - свобода. Мне в первую очередь - природа. Возможность её наблюдать, изучать. Она даёт все: мотив, идею, душевное состояние.

Так сложилось, что у меня есть своя мастерская, различные звания. Но это - результат непрерывной работы, к чему я призываю всех, в особенности молодёжь. Искусство - это прежде всего самодисциплина. Выражение «если у меня будет вдохновение» никакого отношения к этому не имеет. Нужен постоянный труд. У каждого своя система, которая приносит плоды; если её нет, работать трудно. Кисти у меня лежат в положенном месте, а краски в определённом порядке - и так уже более 30 лет. Каждый день с 9 до 13 часов я в мастерской, а потом преподаю в художественной школе. И детей учу самодисциплине, прививаю основы художественной грамотности, гармонии и вкуса, понимание цельности мира и т. д. Кстати, цвет мы видим лишь локально - например, трава зелёная, но набежали тучи, выглянуло солнце, пошёл дождь - и зелёный цвет травы приобрёл другой оттенок. Посмотрите, на многих моих картинах изображена река Чулым. Но цвет воды, неба никогда не повторяется.

Досье:
Павел БАТАНОВ родился в 1953 году в с. Усть-Ерба Боградского района Красноярского края. Окончил Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова, Омский государственный педагогический университет. Педагог высшей категории, заслуженный художник РФ, член Союза художников России. Более 30 лет работает преподавателем в Ачинской детской художественной школе, ветеран труда.

«АиФ на Енисее»: - Как вы думаете, а современному обществу нужны художники?

П. Б.: - Для меня творчество - это внутренняя потребность высказаться, чувствовать, жить. Искусство всегда поддерживалось меценатами. Без того же Петра Кузнецова не было бы Василия Сурикова. Третьяков покупал картины, поддерживал художников, царь Александр III основал Русский музей. Художники нужны были, и они это чувствовали. В СССР эта профессия была хорошо оплачиваемая, что давало возможность художнику работать, не думая о завтрашнем дне. Сейчас такого нет. Сегодня деньги делают деньги, их не вкладывают в искусство. Уж такое время наступило.

Картина Павла Батанова. Фото: Анна Наумова

«АиФ на Енисее»: - Отдельных средств на покупку картин у государства нет. Музеи живут тем, что художники дарят свои работы, продают за бесценок. Не будем ли потом сожалеть, что лучшие утекут за рубеж?

Выставка с «неограниченными возможностями» проходит в Красноярске >>

П. Б.: - В своё время лучшие работы европейских импрессионистов оказались в России. То же самое может произойти и сейчас: работы современников будут покупать иностранные коллекционеры и музеи. Ведь художнику тоже нужно на что-то жить. Но всё же я считаю, что художники понимают, на что они идут, и лучшие картины останутся на Родине и отправятся в музеи - единственное место, где их бережно хранят и лелеют.