Красноярск, 3 июня – «АиФ на Енисее». О личной жизни художника Василия Сурикова до сих пор известно немного. О жизни его супруги - только штрихи. Она посвятила себя семье, стала настоящей музой для своего гениального супруга. И после её смерти он больше никогда не женился, один воспитывал дочерей и едва не бросил занятия живописью. О любви и семейной жизни четы Суриковых рассказал Иван ЧЕРКАСОВ, заведующий отделом научно-исследовательской работы Музея-усадьбы Сурикова.
Встреча на Невском
Елизавета Августовна родилась в интернациональной семье. Её отец Огюст Шаре принадлежал к старинному французскому роду, известному ещё со времён Великой Французской революции. Мать - русская барышня Мария Свистунова. Чтобы жениться на своей возлюбленной, Огюст Шаре переехал в Россию, в Петербург, и принял православие. У них родилось пятеро детей: сын Мишель и четыре дочери.
Шаре торговал английской, французской и голландской бумагой. Бизнес был не очень успешным, но зато он давал простор общению с художниками и писателями. Дети Шаре воспитывались на французский лад, интересовались музыкой, живописью. Елизавета Августовна говорила в основном по-французски, а по-русски - с французским акцентом.
Василий Суриков к тому времени только переехал в столицу. Как человек очень музыкальный, он часто заходил в католические костёлы, чтобы послушать звучание своего любимого инструмента - органа. Именно в такой момент, в соборе Святой Екатерины на Невском проспекте он и увидел двух девушек - Софью и Лизу. Младшая ему сразу очень понравилась. Спустя годы старшая дочь большого семейства, Софья, вышла замуж за князя Кропоткина (Суриков изобразил её на известном женском портрете «Женщина с гитарой»). А младшая Лиля (так звали её родные) стала женой Василия Сурикова.
Несмотря на то что Василий Иванович ещё был студентом Академии художеств, он уже получил первую известность, представив на академической выставке работу «Вид памятника Петру Первому», которая сейчас находится в Красноярском художественном музее. Работу приобрёл меценат Пётр Кузнецов, на деньги которого, собственно, Суриков и приехал в Петербург. Но средств на содержание семьи у него ещё не было.
Впрочем, по окончании Академии художеств он получил от казны заказ на четыре картины для храма Христа Спасителя. Над эскизами сначала работал в Петербурге, а потом непосредственно в Москве. И только когда Василий Иванович получил деньги, он сделал официальное предложение Елизавете Шаре. После свадьбы они сразу переехали в Москву, где и прожили вместе десять лет.
Дочь Меншикова
Елизавета Августовна - добрый, приятный, домашний человек и, безусловно, красивая женщина. «Все о ней говорили как об ангеле», - вспоминала её дочь Ольга Кончаловская. Современники подчёркивали, что она так же, как и её муж, сторонилась светских мероприятий, неловко чувствовала себя в большом обществе. Жила интересами своего мужа и сумела создать для него домашний уют. Семейное счастье омрачало только слабое здоровье молодой супруги. У Елизаветы Августовны был врождённый порок сердца, рано развился ревматизм, она очень тяжело переносила любую простуду. Василий Иванович понимал это и старался беречь её.
Естественно, Лиля не раз позировала художнику. Он создал несколько её портретов. Но всё же основной можно считать картину «Меншиков в Берёзове», где он изобразил свою жену в образе старшей дочери Меншикова. На полотне девушка поражает своей бледностью. Когда Суриков работал над картиной, Елизавета Августовна была тяжело больна. Это был один из тяжёлых приступов. И художник, взглянув на измождённую супругу, увидел в ней дочь Меншиковаа, которая в действительности умирала от оспы. Картина написана за пять лет до смерти Елизаветы Августовны. Суриков считал, что это одна из главных его работ.
После выставки картины «Меншиков в Берёзове» у Суриковых появилась финансовая возможность съездить за границу. Они мечтали вместе посмотреть Европу и надеялись, что средиземноморский климат поможет поправить здоровье Елизаветы Августовны. Лиля действительно окрепла. Тогда Суриков решил исполнить свою давнишнюю мечту - показать жене Сибирь. Потом он сильно винил себя за этот авантюризм. Поездка на лошадях через всю страну длилась полтора месяца только в одну сторону. И хотя они путешествовали летом, суровый сибирский климат: жара, ветер, дожди, - неблагоприятно отразился на здоровье Елизаветы Августовны. Она тяжело заболела после возвращения в Москву. Лечили её лучшие медики того времени. Но всё тщетно. В апреле Елизавета Августовна умерла. Ей было всего 30 лет.
Потрясение и подъём
Для Сурикова это было самое тяжёлое потрясение в его жизни. Он много времени проводил на могиле жены на Ваганьковском кладбище, часто бывал в церкви, заказывал сорокоуст и панихиды. Елизавета Августовна брала на себя все домашние заботы. А теперь ему пришлось как-то эти проблемы решать. Помогала Софья Кропоткина, которая обшивала детей и занималась с ними. А в дальнейшем, как писал брат художника, Сурикову приходилось быть и матерью, и нянькой, и отцом. Он больше никогда не женился. Никакой другой женщине он не доверил воспитание своих дочерей. Когда их мать умерла, девочкам было девять и семь лет.
Утешение художник нашёл в православии. Он стал читать церковные книги и приступил к работе над религиозной картиной «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом», где как слепорождённого изобразил себя. Ему нужно зарабатывать на жизнь, а сил творческих и физических не было. Существовала большая вероятность того, что он не сможет продолжать дальше писать. В этот период ему помог брат, который специально приехал в Москву. Александр Иванович брал отпуск всего два раза за 36 лет службы. Три месяца он провёл в Москве после смерти Елизаветы Августовны. Именно брат Саша подал идею Василию - уехать в Сибирь из Москвы, где всё напоминает о жене.
А дальше все исследователи сходятся во мнении, что Сибирь способствовала его внутреннему исцелению. Он смог это горе пережить и снова начать творить. По совету брата Суриков начинает работать над новой темой, которая вылилась в полотно «Взятие снежного городка». Эта картина переломная, когда художник в своём творчестве от трагедии перешёл к жизнерадостности и героической тематике. Если прежде у него в картинах был трагический сюжет: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», то теперь он воспевает героизм русского народа: «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы».