Топливные манёвры. В Красноярском крае началась бензиновая война?

На АЗС цены на все виды топлива сделали скачок. © / Shutterstock.com

Цены на все виды топлива в регионе совершили очередной скачок. Солярка по стоимости сравнялась с 98-м бензином - 50 рублей литр! Власти ссылаются на сезонный характер этого явления. А впереди 1 января с новыми налогами и акцизами. Корреспондент «АиФ-Красноярск» выяснял, что происходит на региональном рынке топлива. 

   
   

Рынок идёт под откос

«В начале года хоть стеснялись, прибавляли по 40-50 копеек. Ещё в пятницу заправлялся по одной цене, а сегодня дизтопливо плюс три рубля, - хозяин чёрного джипа Игорь со злостью сплюнул себе под ноги. - Ну что, машину на прикол ставить или что попроще покупать?»

«Что происходит в стране, которая добывает нефть, газ? Почему на этом зарабатывают миллиарды сотни людей, а к миллионам постоянно в карман залезают? Давно уже понятно, что для многих автомобиль - средство передвижения, а не роскошь, как считали в советские годы. Тем более у большинства недорогое авто, купленное на вторичном рынке, как у меня «Тойота», 2004 года. Но без неё встанет мой небольшой бизнес, который кормит семью», - возмущается водитель Сергей Владимирович.

Такой вопрос перед собой поставили многие автовладельцы. Персонал на заправках можно только пожалеть, потому что именно нижнему звену торговцев топливом пришлось выслушивать народный гнев. Впрочем, похоже, не для всех ситуация стала сюрпризом. Независимые нефтетрейдеры ещё раньше заявили, что объём мелкооптовых поставок за месяц упал более чем в три с половиной раза. Региональный Союз владельцев АЗС обратился к губернатору края с открытым письмом. В нём владельцы мелкого и среднего нефтяного бизнеса прямо говорят о том, что в крае началась борьба за передел рынка. Предприниматели не скрывают своих самых мрачных предположений. 

«Рынок нефтепродуктов, в частности краевой, опять идёт под откос. Мы можем дождаться ситуации, которая сложилась в Иркутской, Кемеровской областях, где вертикально интегрированные компании пришли как бы «с добром», скупили региональные сегменты и стали диктовать ценовую политику. Никакой конкуренции, никакого бизнеса, просто как хотим, так и продаём. К моему большому сожалению, мы идём к этому», - резюмировал открытое письмо президент регионального Союза владельцев АЗС Евгений Решетников. Федеральные компании от всех обвинений открещиваются и настаивают, что снабжают рынок в точном соответствии с планом.

Заправщиков поддержали только перевозчики. Они ещё летом требовали повысить стоимость проезда на 8 рублей, но это им было запрещено. Теперь хозяева частных автобусов готовятся к серьёзному протесту. Они уже провели 5-минутную акцию, остановив весь городской транспорт в середине рабочего дня. Вот только услышит ли кто-нибудь это предупреж­дение? 

Сложное сдерживание

Тем временем власти края стараются делать хорошую мину при плохой игре. И. о. министра промышленности, энергетики и ЖКХ Анатолий Цыкалов проводит одно совещание за другим, но большой пользы от переговоров пока не видно. В поисках механизмов влияния министр готов обратиться даже к патриотизму федеральных чиновников, работавших в Красноярске, - Александру Новаку и Алексею Текслеру.

   
   

«Сфера, которая определяется рынком, довольно сложно подлежит сдерживанию. Самое ключевое для нас - следить за недопущением образования дефицита продукта. Мы регулярно общаемся со всеми участниками рынка. Это откровенный разговор, погружение в проб­лематику, выяснение позиций каждого участника. В итоге мы находим решения и предложения для изменения ситуаций, которые затем учитываются и на федеральном уровне».

Пока результатом этого общения стала гарантия, что топливо в регионе есть и его хватает с запасом. Непонятно только, кто будет его покупать после повышения НДС, завершения налогового манёвра и очередного роста НДПИ? Или и этот рывок цен придётся гасить президенту страны на прямой линии?

Мнение эксперта
Председатель общественной организации «Федерация автовладельцев России» в Красноярском крае Павел Стабров: «Подобное поведение цен вызывает только негативную реакцию у всех нормальных людей. Сейчас мы обсуждаем со всеми регионами организацию массовой акции. Твёрдо могу сказать, что не реагировать в этом случае нельзя. Не пользоваться машиной в Сибири, учитывая наши расстояния, невозможно. Понятно, что каждая поездка теперь бьёт по карману всё сильнее, но потребность в передвижении не исчезает. Особенно нам не нравится ситуация, когда в первую очередь топливо дорожает на заправках «Красноярскнефтепродукт». Эта структура была создана, чтобы балансировать топливный рынок в крае. Она всегда обладала большими запасами и могла сдерживать рост цен. В последние годы КНП не выполняет свою задачу и зачастую оказывается лидером в повышении цен».

Смотрите также: