А край по-прежнему остаётся регионом с самыми высокими ценами на ГСМ. Сейчас красноярские автомобилисты замерли в ожидании очередного сезонного скачка стоимости бензина. Как долго нам ещё придётся терпеть произвол нефтяных монополий?
- С точки зрения экономики сегодня тяжело говорить о некоей рыночной цене на нефтепродукты. По моему мнению, никакого рынка там не существует. Это в чистом виде олигополия нескольких крупных компаний. Как гражданин и эксперт, долгое время следящий за динамикой цен на бензин, никаких иллюзий по поводу их снижения я не питаю. Как и ранее, будет идти медленное, ползущее повышение по рублю, по 50 копеек. Возможно небольшое снижение, добытое «с боями», но потом рост возобновится.
Я бы хотел посмотреть на политика или общественного деятеля, который внятно сможет объяснить гражданам, почему мы с одной стороны себя называем великой энергетической державой, а с другой - цены на нефтепродукты у нас сопоставимы с ценами в США. В чём тогда наше величие заключается? За последние годы мы утратили многие конкурентные преимущества. А для развивающихся стран одно из них - это как раз очень дешёвые нефтепродукты, которые снижают себестоимость любой продукции. Почему мы этот механизм не используем? Этот вопрос имеет уже политический контекст, а не экономический. Давайте вспомним, кому принадлежат основные российские нефтяные компании. А принадлежат они государству, а не частникам. Каждый год весной у нас повторяются проблемы с топливом для АПК. Мне трудно найти логику в позиции компании «Роснефть». Она получает серьёзные налоговые льготы от края, добывает нефть на Ванкоре, а наши крестьяне не могут по коммерческим ценам у неё приобрести топливо. При этом Ачинский НПЗ, который принадлежит «Роснефти», производит в несколько раз больше ГСМ, чем необходимо всему краю. А ведь «Роснефть» - это государственная компания. Решение данной проблемы находится на федеральном уровне.
Владислав ЗЫРЯНОВ, депутат Заксобрания Красноярского края