Каждое лето мы наблюдаем рост цен на бензин. Причём за неделю ценники могут меняться несколько раз. Отчего нефть на экспорт дешевле, чем внутри страны? Кто делает топливо для потребителей недоступным? И почему власть не может приструнить монополистов? Об этом в интервью с экспертом Михаилом Кичайкиным.
Версии без основания
- Михаил, как всегда летом мы наблюдаем рост стоимости бензина. Разными экспертами озвучиваются самые невероятные версии. Что вы скажете?
- Официально называют несколько причин, но все они не имеют под собой достаточных оснований. В первую очередь это приписывалось к сезонному повышению, поскольку летом традиционно увеличивается спрос на нефтепродукты, соответственно возникает дефицит. Но сейчас в стране происходит спад экономики, и как следствие - спад потребления нефтепродуктов на 20-25%. Потому даже с учётом сезонного потребления мы не доходим до уровня прошлых лет.
Вторую причину приписывают прошедшим в мае прокурорским проверкам АЗС по качеству бензина. Они как раз совпали с ростом цен. Некоторые эксперты рынка говорили, что заправки, продающие контрафакт, в связи с проверками начали активно закупать бензин хорошего качества, а значит, повысился спрос. Однако как показала проверка, в Красноярском крае доля заправок, которые продают бензин, не соответствующий стандартам, мала, поэтому это не может привести к увеличению спроса и повышению цен.
Ещё одна версия состоит в том, что с нового года в стране вступил в действие так называемый налоговый манёвр, который облегчил выход нефтяных компаний на экспорт. И им стало выгоднее отправлять нефтепродукты за границу, чем продавать внутри страны. При этом в июне была ситуация, когда в России цена на тонну бензина стоила на 2-3 тысячи дороже, чем на экспорт. Однако даже суммировав все три причины, мы не можем оправдать этот бешеный скачок стоимости на бензин.
Государственное лобби
- Значит, по поводу роста цен есть и другая версия, неофициальная?
- Я бы сказал, реальная. Это желание монополистов максимизировать свою прибыль, и не более того. В мае и июне нефтяные компании существенно увеличили отгрузку за пределы страны и при этом получили максимальную прибыль в долларах. Видимо, чтобы восполнить некий дефицит валюты. Делалось это для того, чтобы покрыть расходы по международным кредитам госкомпаний, которые выплачиваются в валюте. Если власть смотрит на это и никаким образом не реагирует, можно сделать вывод, что за счёт населения государство латает дыры в бюджете.
У нас в стране практически монополия на производство нефтепродуктов. Основную долю производят государственные вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), которые имеют полный цикл - от добычи нефти и переработки до продажи через собственные АЗС. Независимого производства в стране практически нет, и с каждым годом становится меньше.
Ещё 10-15 лет назад на заводах, производящих нефть, существовала «давальческая» схема. Благодаря ей любая компания, которая покупала нефть (раньше это можно было сделать свободно), сама поставляла её на завод, заключала договор переработки и забирала готовый продукт. Потом продавала по ценам, которые её устроят. В результате с одного завода могли продавать нефтепродукты по разным ценам. Такая схема позволяла создать конкуренцию в производстве и исключала скачкообразный рост оптовой стоимости. Сегодня такой схемы нет, её исключили даже на законодательном уровне.
- Получается, государство лоббирует интересы этих компаний?
- Причём делает это открыто. Есть компании, которые от государства для покрытия своих расходов и своих интересов постоянно получают деньги из Фонда национального благосостояния. А это, по сути, накопления каждого россиянина, но при этом они повышают цены для населения. Таким образом, эти компании обдирают граждан дважды.
Монополисты понимают, что рейтинг власти сейчас в стране высокий, и если из-за существенного повышения цен на бензин он немного упадёт, то на политическую ситуацию особо не повлияет. Судя по ситуации, такая политика с руководством страны согласована.
И пока власть не скажет монополистам «ладно, хватит пока», бензин будет только дорожать. К концу года цена за литр может вырасти до 35 рублей, в ближайшие два-три года - все 40.
- Судя по тому, какие деньги получают ВИНКи, на заводах должны быть суперсовременные мощности. Почему тогда в прошлом году случилась страшная авария на Ачинском НПЗ, который обеспечивает бензином 70% края?
- Если бы… Производства кое-как модернизируются, переводятся на евростандарты, но новые заводы почти не строятся, новые мощности не вводятся. А темп производства нефтепродуктов не догоняет темп потребления. Сейчас произошёл спад, но в целом по предыдущим годам с начала 2000 до 2010-го рост потребления 5% в год в целом. Нефтяные компании предпочитают вкладывать деньги в другие проекты, в том числе и в стройку заводов в других странах. Вместо того чтобы увеличивать производственные мощности у себя, что позволило бы исключить ситуации с дефицитом и перегибы цен внутри страны.
Налог за налог
- Рост цен сказывается на жителях, а как же сельхозпроизводители, транспортные и прочие компании, которые заранее закладывают расходы на бензин?
Основное, что могло бы существенно повлиять на ситуацию в плане сдерживания цен - развитие и создание собственного независимого производства в крае. В Кемеровской области по согласованию с губернатором строится завод, это будет существенная поддержка региону в плане обеспечения нефтепродуктами. В нашем крае добывается нефть, проходят нефтепроводы, развитая транспортная инфраструктура, - в этом отношении мы выгоднее Кузбасса. Тем более, есть собственная крупная сеть - Красноярскнефтепродукт - которая, по большей части, принадлежит краю. Это уникальная в стране структура, таких крупных уже нигде не осталось.
- Собственный завод сможет решить проблему нехватки топлива в отдалённых территориях, ведь сейчас, и без дефицита нефтепродуктов на заводе, бензина в деревнях может не быть?
- Конечно! Сейчас повлиять на производителя у правительства края инструментов нет, если и есть, они не используются. Это в первую очередь сказывается на отдалённых территориях, где на всю деревню одна заправка и до ближайшей десятки километров. Монополисты с удовольствием строят в крупных населённых пунктах, а в деревню они не идут - не рыбное место. Людям приходится как-то запасаться бензином, закапывают в огородах бочки… как в советское время. Хотя если задуматься, мы претендуем на звание великой державы, которая является локомотивом прогресса, наводим порядки за рубежом, здорово кусаемся с западными странами… А в своей стране порядок навести не можем, или, скорее, не хотим.