Письма с фронта

При чтении этих писем дрожит голос даже у профессиональных артистов. В каждой строчке вся жизнь, история, отвага и смелость, надежда и вера в победу. Красноярские солдаты писали письма в окопах и после тяжёлых боев. Ждали ответов от матерей и жён. Фронтовые письма сейчас - живая история кровопролитных событий 70-летней давности.

   
   

Дрожал голос и выступали слёзы

Более 450 тысяч красноярских солдат ушли на фронт во время войны, и 168 тысяч не вернулись домой. Но каждый из них день за днём ждал весточки из дома. Письма в Сибирь они старались писать на любом клочке бумаги и очень переживали, если ответ не приходил долго. Оригиналы фронтовых писем сейчас бережно хранятся не только в семейных архивах, но и в красноярских музеях.

Оживить историю и прочитать эти послания вслух к 70-летию Победы решили на краевом «Радио России». Там стартовал проект «Письма с фронта». «Сотни посланий, открыток, стихов, среди которых и детские весточки солдатам на фронт, с рисунками, - рассказывает Татьяна Марченко, шеф-редактор радио. - Бойцам на передовой они помогали выжить. Вместе с сотрудниками краеведческого музея мы отобрали самые трогательные письма бойцов».

Прочитать их вслух, не раздумывая, согласились известные артисты театра им. А. С. Пушкина: Владимир Пузанов, Владимир Абакановский, Светлана Ильина и Андрей Киндяков, - иногда бодро и весело, а иногда трагично, с дрожащим голосом и со слезами на глазах. Как признались артисты, даже для профессионалов эта роль была непростой. «Чтобы подготовиться к передаче, я сначала читала письма дома, - поделилась с «АиФ» своими впечатлениями Светлана Ильина. - Скажу честно: ревела весь вечер. Я особенно трепетно отношусь к теме войны - мой отец воевал. Ксожалению, до сих пор мне не довелось сыграть роль ни в одном военном спектакле».

«От тревоги сойду с ума»

Одними из самых трогательных, нежных были письма солдат своим мамам. Красноярец Георгий Кузьмин отправил своей матери открытку с тёплыми словами после тяжёлого боя, находясь уже в госпитале. В ноябре 1941 года в неравном бою самолёт, которым он управлял, был подбит, асам пилот ранен. Истекая кровью и теряя сознание, он сумел посадить горящую машину. Он потерял много крови и обморозил ноги. В госпитале ему ампутировали правую ступню и треть левой. Несмотря на это, Георгий научился ходить в специальных ботинках-протезах, а потом и летать.

«Пусть мой портрет ознаменует мой приезд, - с бодростью и оптимизмом читает фронтовую весточку артист Владимир Пузанов. - Сам я улетаю на фронт. Я, мама, - сын своей любимой Родины. Буду бить гитлеровских бандитов, посягнувших на нашу священную землю. До тех пор я буду летать и громить врага, пока у меня в руках будет сила и глаза будут видеть землю. До последнего дыхания буду преданным своему народу, своей Родине». В феврале 1943 года за 21 сбитый самолёт противника Георгия Кузьмина представили к званию Героя Советского Союза. В августе этого же года он трагически погиб.

Письмо маме от Героя Советского Союза Альберта Кронита прочитал уже в следующей передаче артист Владимир Абакановский: «Здравствуй, милая мама! Почему долго нет от тебя письма? Мама, получила ли ты письмо, в котором документ, что я Герой Советского Союза? Читала ли ты обо мне что-нибудь в газетах? Моя милая мамочка, как охота с тобой поговорить о многом, услышать твой живой голос! Проклятый немец жжёт сёла. У вас, наверное, река застыла. А тут ещё тепло. Идут маленькие дожди. Милая мама, пиши чаще письма. Передай привет учителям! Поцелуй за меня много раз бабушку. Ждите меня, мои дорогие, с победой. Я вернусь!»

   
   

А для Героя Советского Союза Ефима Белинского эти строки стали последними весточками из родного дома. Их он получил в конце ноября 1944 года, а 16 декабря Белинский погиб, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота. «Добрый день иль вечер, мой любимый сын! Мы здоровы и благополучны, всё у нас хорошо, - с непередаваемой любовью и нежностью озвучивает письмо Светлана Ильина. - Только тебя нет с нами. Мысленно мы всегда с тобою. Ждём с нетерпением конца войны и тебя, любимого нами, целого и невредимого. А впрочем, родной мой, это я шучу. Нам ты одинаково дорог, какой бы ты ни был. Только вернись к нам. Ты всегда будешь для нас дорог и мил. Пиши как можно чаще, хотя бы пару слов. Иначе я от тревоги сойду с ума».

Смотрите также: