Суда, что курсируют сегодня по Енисею, - всего лишь остатки былого советского величия. Только тогда река являлась полноценной транспортной артерией. В наши дни властям остаётся сетовать на экономические трудности и ссылаться на прочие российские регионы, где положение дел не лучше. В ситуации разбирался корреспондент «АиФ-Красноярск».
Держаться на плаву
Водные пути Енисейского бассейна имеют для региона важнейшее стратегическое и социально-экономическое значение. В навигацию прошлого года в крае было перевезено более 700 тыс. пассажиров и свыше 6 млн тонн грузов. При этом в речном флоте накопилась масса проблем. Но устаревшие ресурсы не позволяют полноценно обслуживать граждан в объёмах советского периода. Сейчас остро стоит вопрос обновления пассажирских лайнеров, в частности, эксплуатируемых на линии Красноярск - Дудинка. Они физически и морально устарели и имеют близкий к предельному износ.
«На учёте в крае состоит порядка 45 единиц пассажирского флота. Средний возраст судов - 28 лет. Но таким крупным теплоходам, как «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов», уже перевалило за 60. Как ни пытайся поддерживать годное техническое состояние, вопрос обновления флота будет актуален», - считает зам. директора Енисейского филиала ФАУ «Российский речной регистр» Сергей КОНОВАЛОВ.
Стратегия не резиновая?
Высокая стоимость новых современных теплоходов в большинстве случаев не позволяет судовладельцу самостоятельно осуществлять обновление флота. Эта проблема характерна как для Красноярского края, так и для других субъектов РФ. Кроме того, речные перевозки невозможны без причалов и пристаней. Здесь краю тоже похвастаться нечем. В иных населённых пунктах пассажиров приходится подвозить к теплоходу на лодках. С учётом сильного енисейского течения и туманов это занятие, скажем прямо, не для слабонервных. На последней сессии депутаты краевого Заксобрания приняли постановление, в котором рекомендовали краевому правительству уделить пристальное внимание развитию речного флота. Парламентарии настаивают на том, чтобы в стратегии социально-экономического развития края до 2030 года были более детально разработаны положения по развитию водного пассажирского транспорта. Также парламентарии предлагают обратиться в органы государственной власти РФ с предложением разработать программу по обновлению пассажирского флота на территории всей страны. Но поводом для оптимизма это назвать вряд ли можно.
«Ждём корректировки»
Как поясняют в краевом министерстве транспорта, ведомство в курсе проблемы. Но решается она, исходя из того, сколько в бюджете денег. Для гарантированного исполнения краевой программы перевозок ежегодно выделяются субсидии. Они нужны в первую очередь для регулирования тарифов. Иначе стоимость билетов, и так немаленькая, взлетит в недосягаемую для населения высь. Так, например, в 2016 году было выделено 163 млн рублей. В 2017 году запланировано уже гораздо меньше - 120 млн (окончательная сумма, впрочем, будет известна после учёта осенней корректировки бюджета).
«Принимая во внимание острый вопрос необходимости обновления судов «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов», будет продолжен поиск наиболее подходящих вариантов. Это возможное приобретение судов на вторичном рынке, модернизация существующих или новое судостроение. Также продолжено взаимодействие с федеральными органами в части разработки механизмов поддержки субъектов Российской Федерации и отечественного судостроения», - говорят в Минтрансе.
Смотрите также:
- Красноярцев ожидает неприятное налоговое послевкусие от принятого бюджета →
- В правительстве Красноярского края начались кадровые перестановки →
- Депутатам горсовета предложили открыть доходы →