Красноярский священник: «Мы - дети тюрем и коммуналок»

Фото: из архива реадкции

Красноярск, 4 февраля – «АиФ на Енисее».  Алчность и глупость правят миром, и единственный способ с этим бороться - любить. Тогда, может быть, мы получим честных правителей, - утверждает священник-поэт Виктор ТЕП­ЛИЦКИЙ.

   
   

«Я церкви принадлежу»

«АиФ на Енисее»: - Отец Виктор, что вас, как лицо духовное, более всего волнует?

Фото Маргариты Барановой

 В. Т.: - Меня волнует, что люди отор­вались от корней. Их мотает, как перекати-поле. Сталкиваются друг с другом, цепляются колючками, разлетаются, снова сталкиваются… Жизнь шумит, но нет в ней мелодии. Я, честно говоря, от этого шума устал. Мне горько, что мы бьёмся, да не за то. Дерёмся, кто прав, а на самом деле «всякий друг перед другом виноват», - вспомните Достоевского. Святой Серафим Саровский - от него свет исходил при жизни, а он падал в ноги первому встречному: «Прос­ти меня, убогого Серафима». И это не было позёрством, это было смирением, он действительно видел свою немощь.

«АиФ на Енисее»: - Так монах в Валааме от великой праведности Путину руку облобызал?

В. Т.: - Я не знаю его мотивации. Либо этот человек смирен до зела, либо это было подхалимство.

«АиФ на Енисее»: - А вы бы руку кесаря поцеловали?

В. Т.: - Нет, я бы не стал целовать.

   
   

«АиФ на Енисее»: - Вы можете снять рясу и пойти на протестный митинг?

В. Т.:  - Я не могу такого представить. И зачем? Я церкви принадлежу, а она вне политики.

«АиФ на Енисее»: - Одним словом Божьим жизнь не изменишь.

В. Т.:  - Изменишь. Моё служение как священника - помочь конк­ретному человеку. Раз пришёл в кулинарный техникум. Подходит девчонка лет 16: «У меня было две попытки суицида. Я не знаю, зачем живу. Прихожу домой - мама смотрит один канал, бабушка - другой, отца нет. Сижу и реву, уткнувшись в стенку». И у меня нашлись для неё нужные слова. В этом мой труд, если хотите. Именно для этого нужна церковь - пробуждать в человеке лучшее. А если этого не происходит, то мы погружаемся в хаос мирской жизни… Мы - дети коммуналок и тюрем. Я знаете, когда это ощутил? Когда поехал в зону служить. Решётки, лязг зам­ков, сидят люди на корточках в кепочках. Вернулся из зоны, захожу в свой двор: на корточках - люди в кепочках, на окнах - решётки, двери металлические. И та же самая иерархия: есть тузы и шестёрки, есть блатные, и шерстяные, и обиженные. Мы не выберемся, если будем рядиться, чья камера лучше!

«АиФ на Енисее»: - Власть на земле всё-таки от Бога?

В. Т.:  - Любая власть на земле Богом или благословлена, или попущена для испытания народа. Почему в 1917 году пришла власть безбожная? Чтобы в испытаниях человек проявил своё мужество, сделал свой выбор. Ведь нам жизнь земная дана не для наслаж­дения. Мы здесь рай никогда не построим. Но если жить по правде, молиться и каяться, то и жизнь будет складываться ровно.

«Почему праведные бедствуют?»

«АиФ на Енисее»: - А пока трудяга терпит бедствие, антипод жирует. Конфронтация растёт, и церковь, к сожалению, не становится утешением…

В. Т.: - В IV веке Иоанн Златоуст обличал императрицу за притес­нение вдовы опального вельможи. Талантливый, смелый человек, а умер больной в ссылке. И сослали его не еретики, а церковное началие. В том же веке преподобный Антоний Великий вопрошал: «Господи, почему неправедные богатеют, праведные же бедствуют?» И Бог отвечал ему: «Антоний, себе внимай». Алчность, пошлость, глупость правят миром. И нам нужно сделать выбор: либо мы на стороне тьмы, либо на стороне света.

«АиФ на Енисее»: - То есть надо терпеть подлую, бесчеловечную власть?

В. Т.: - На чём попался народ в 1917-м? Дьявол свои правила игры навязал: «Помещики - экс­плуататоры, давайте их на вилы! А вам - земля и заводы». В итоге и у этих ничего нет, и те на вилах. Я вот чего боюсь: придёт какой-нибудь идеолог, и всё повторится. Злоба выплеснется, лбы расшибём, а потом появится прохиндей, и мы снова у разбитого корыта. Я не верю ни одной политической партии. Сегодня коммунист, завтра демократ, пос­лезавтра жириновец… Попадает человек в колесо истории, его перемалывает, и он начинает дуть в ту же дуду, что и весь хор. Я предлагаю бороться, но на духовном уровне. Когда мы научимся побеждать зло - каждый внутри себя - Гос­подь, может быть, нам пошлёт честных правителей.

«АиФ на Енисее»: - К сожалению, иные церковники живут не так, как проповедуют. И это причина недоверия к РПЦ.

В. Т.: - Когда человек приходит в церковь, он посвящает себя Богу. Один по-настоящему верен и идёт до конца. Другой, сделав шаг, упал - может, встанет, а может, нет. Третий сначала загорелся, а потом стал тяготиться; и вроде хочет с себя крест снять, а не решается. В церкви есть всякие люди. От Бога - святость, правда, сила. От человека - немощь. Священник всегда ходит по грани… Но мне знаете, что обидно? Ведь на самом деле горе-священников мало, но по ним судят обо всех. Почему же вы честных трудяг не замечаете? Потому что их, как полный колос, к земле клонит, а пустоцвет всегда на виду.

«АиФ на Енисее»: - Вы видите свою миссию помогать тем, кто к вам пришёл. А атеистов во внимание не принимаете? Христос говорил ученикам, что они «ловцы человеков».

В. Т.: - Он также говорил: «Я посылаю вас как овец среди волков»… Человек не может быть неверующим. Атеист верит, что Бога нет. Он не может это доказать. Как я не могу доказать, что Бог есть. Оба тезиса принимаются на веру. Но, если я буду за атеиста молиться, он может стать как Павел, который сначала гнал христиан, а потом стал великим апостолом. Я верю в человека. Если атеист честен, он рано или поздно придёт к Богу.

«АиФ на Енисее»: - Найдутся ли у вас слова утешения для людей отчаявшихся?

В. Т.: - Не поддавайтесь унынию. Господь сверх сил испытаний не даёт. Он может повести нас долиной смерти, но потом поможет подняться в горы. Главное - не остаться в этой долине. Если кто захотел по-настоящему научиться любить и готов за эту любовь драться - в первую очередь с самим собой, - то пусть знает: Христос уже победил. И мы приобщаемся к Его победе. Когда есть цель, путь и средства для восхождения - это есть на­дежда. Для меня - так.

СПРАВКА:

Отец Виктор ТЕПЛИЦКИЙ - священник Свято-Никольского храма. Родился в 1970 году в Красноярске. Окончил СибГТУ, Высшие богословские пасторские курсы, КГПУ (филология). В 1992-м принял крещение; в 1995-м рукоположен в сан священника. Пишет стихи и прозу. Опубликовал четыре книги. Лауреат литературной премии им. В. П. Астафьева.

Женат, трое детей.

 

Смотрите также: