Рождением обязан заводу. Чем живёт посёлок Памяти 13 Борцов?

В этом году посёлок отмечает 200-летний юбилей. © / Вера Ракова / АиФ

Сегодня о былой славе посёлка Памяти 13 Борцов, что в 45 км к северо-западу от Красноярска, напоминают лишь название и развалины некогда единственного за Уралом стекольного завода. Но о его легендарной судьбе знают в селе и берегут историю для будущих поколений.

   
   

Языком истории

Посёлок расположен в Емельяновском районе, на берегу реки Качи. Своё нынешнее название он получил в 1920 году, а ранее именовался Знаменским. Своим рождением обязан стекольному заводу, а завод – Енисейской губернии.

«В декабре 1822 года была основана Енисейская губерния, в 1823 году был принято решение, что на этом месте будет построен стекольный завод. Его основатель Иван Коновалов в Енисейской губернии был чиновником высокого уровня, и о том, что необходимо для вновь образованной губернии, знал из первых уст. Большой проблемой в те годы было отсутствие стек­ла. Это место на берегу Качи он приметил по дороге из Красноярска в Ачинск, когда увидел большое количество кварцевого песка отличного качества. По образованию он инженер, и знания в этой области у него были. Удивительно быстро выделили землю под строительство стекольного завода, и уже в июле было принято решение о том, что этому заводу быть», – рассказала бывший руководитель школьного музея в посёлке, а ныне учитель Емельяновской школы Маргарита Регнер.

Прошение взять землю в аренду написала его мать, Анна Коновалова, она и стала первой владелицей будущего завода. Через 10 лет Коновалов принял его в наследство. Построил здесь церковь, после того как ему во сне явилось знамение Святой Богородицы. Церковь поражала своим блеском крестьян из всех ближайших деревень, а на видном месте стояла икона «Знамение». С тех пор посёлок стал именоваться Знаменским, как и завод, который стал первым и долгое время был единственным во всём Зауралье.

Памятник борцам революции. Фото: АиФ/ Вера Ракова

Также здесь была организована фаянсовая фабрика, в 1880-е годы построили женский монастырь. После того как завод купили братья Иосиф и Виктор Даниловы, его обновили, построили дома для рабочих – три из них стоят до сих пор.

«Купцы Даниловы собирали мастеров со всей России. К началу революции здесь сконцентрировался не только мастеровой цвет, но и цвет бунтарства, – рассказывает директор спортивного клуба «Знаменский» Александр Ефремов. – В ноябре 1918 года рабочие Знаменского стеклозавода создали подпольный комитет, чтобы свергнуть белое правление Енисейской губернии. 13 из них попали в плен к белогвардейцам и были расстреляны. По просьбе жителей в 1920 году посёлок пере­именовали в их честь».

Осколки памяти

В советские годы завод успешно работал, выпуская 3–4 млн бутылок в месяц, в 1996-м был признан банкротом, хотя попытки его возродить ещё предпринимались.

   
   

«Стеклоплавильная печь – сложное сооружение: если её остановить, то единственный способ запустить – разломать и строить заново. Поэтому стекольный завод – это уже история», – считает Маргарита Рег­нер.

От былой славы завода остались только руины. Фото: АиФ/ Вера Ракова

Сегодня местные жители растаскивают стены по кирпичикам – для ремонта своих печей. До сих пор сюда привозят группы туристов. Ещё несколько лет назад здесь можно было увидеть залежи кускового стекла, это место казалось «изумрудным городом». Сегодня можно найти разве что небольшие стеклянные камешки.

Между тем хранителей истории в посёлке много. Так, при школе организован музей, где по крупицам собирают то, чем славился посёлок.

Всё это в разные годы производил завод. Фото: АиФ/ Вера Ракова

Кроме продукции есть копия прошения Анны Коноваловой о выделении земель (оригинал хранится в краеведческом музее), старинное кресло Даниловых, которое требует реставрации, шумило – фонарь, которым будили рабочих, когда стекло в печи расплавлялось и нужно было заливать его в формы... Многие экспонаты приносили люди, что-то восстанавливали по фотографиям: например, есть мини-копии старого памятника борцам-революционерам, первой церкви.

В школьном музее хранится вся история посёлка. Фото: АиФ/ Вера Ракова

Церковь Коновалова снесли сразу после установления советской власти. Сегодня пригорок, с которого открывается прекрасный вид на посёлок, зарос травой и деревьями, кое-где можно заметить каменную кладку фундамента. Где-то здесь похоронены Иван Коновалов и его мать. Местные жители мечтают установить на этом месте знак в память об основателе завода.

«Пока нет возможности: территорию нужно сначала очистить от деревьев, отсыпать, лестницу сделать. Всё это требует денег», – рассказывает Александр Ефремов.

Между тем церковь в посёлке есть, вернее, молельный дом – в девяностые годы его построил предприниматель Михайлов в память о своём погибшем сыне. Сюда по выходным приезжает священник и служит литургию.

Выживают грантами

Посёлок держится на плечах хрупкой женщины – его главы Натальи Воскобойник. Она руководит «Борцами» с мая 2019 года. И надо сказать, успешно, хотя это непросто. Муниципалитет на 90% дотационный.

«Деньги получаем на основные нужды, остальное зарабатываем грантами. Поставили хоккейную коробку за 3,2 млн, пробурили скважину, установили детские площадки, спортивный городок, провели отоп­ление в клуб... Но содержать нужно самим. Помогают судебные приставы, которые отправляют провинившихся жителей на административные работы».

Фото: АиФ/ Вера Ракова

Проблем, как и в любом дотационном посёлке, немало: плохие дороги, изношенные водопроводные сети. Даже улица Карла Либкнехта, где в основном расположены загородные дома состоятельных красноярцев, как после бомбёжки. Владельцы требуют отремонтировать её за счёт бюджета.

«Ещё у нас есть неучтённая скважина и водонасосная станция. Жители коттеджей тянут от неё свои сети, заполняют бассейны, а счётчик крутится у сельсовета. Сейчас её узаконили, теперь надо зарегистрировать и выставить тариф».

Местное население трудится либо в бюджетной сфере, либо в аэропорту или в Красноярске. Рейсовый автобус № 513 маршрута Красноярск – Кедровый теперь вместо четырёх раз может останавливаться только на автостанции. Такое решение принял Минтранс, потому что остальные пункты оборудованы не по стандарту. Жителям приходится ходить пешком по 2–3 км на работу и обратно.

«Мы, конечно, занимаемся этим вопросом, но опять потребуются время и деньги. Деньги найдём, а вот время… А людям уже сейчас ездить надо», – сетует глава.

И всё-таки люди в посёлке в основном неравнодушные. Добровольно собирают пожертвования и на сходе решают, на что потратить деньги. Например, заменили ржавый бак для воды, провели свет на улицах. Говорят, такого нет ни в одном селении Емельяновского района.

Для добровольцев СВО жители собирают гуманитарную помощь – тушёнку, сгущёнку, мыло… Регулярно отправляют машину с гуманитаркой в Белгород. Каждый месяц проводят ярмарку. Вырученные от продажи деньги направляют на счёт бойцов спецоперации «Своих не бросаем».

Посёлок 13 Борцов может похвастаться отсутствием проблем с медицинскими кадрами. Здешняя больница полностью укомплектована специалистами. Год назад на место заведующей назначена Майя Черных, она же педиатр.

Коридоры больницы украсят яркими картинами бывшей пациентки. Фото: АиФ/ Вера Ракова

С её приходом больница преобразилась: в коридорах цветы, появился детский уголок. Она пригласила стоматолога из п. Элита, уговорила переехать из Емельяновской больницы терапевта.

Стены медучреждения Майя Валентиновна хочет украсить картинами жительницы посёлка, которая долгие годы боролась с онкологией. После её смерти сын подарил их больнице. «Теперь ищу спонсоров, чтобы сделать рамки. Пусть люди любуются и понимают, что, несмотря ни на что, надо бороться».

Справка
Историческая дата празднования 200-летия – 15 мая, но масштабные мероприятия на площади Победы развернутся 19 августа. Отметить юбилей приглашают не только жителей посёлка, но ждут гостей со всего края.