Красноярка Лариса Подойницина распродаёт мебель и пакует чемоданы. На 7 сентября у неё куплены билеты до Москвы. В один конец. Кредитные долги практически разрушили семью. В ситуации разбирался корреспондент «АиФ-Красноярск».
Без альтернативы
Трёхкомнатная квартира в престижном районе города, которую они с супругом (теперь уже бывшим) в 2013 году взяли в ипотеку, по решению суда выставлена на продажу за минимальную цену - чуть более 2,5 млн рублей, и её предупредили, что к концу месяца жилплощадь придётся освободить. Куда она пойдёт с четырьмя детьми, никого не интересует. Обращения за помощью к депутатам всех мастей, в государственные структуры и к адвокатам оказались бесполезны. Ответы чиновников похожи на отписки.
«Я законов не знаю, а на адвокатов денег нет, нет и уверенности, что они помогут. Мы пытались продать квартиру по цене, хоть немного приближенной к рыночной, и покупатели были, но банк сделку не пропустил, - рассказывает Лариса. - Суд не встал на нашу сторону. Меня удивило, что дело даже не было прошито, а нумерация страниц нанесена карандашом, но мне ответили, что это допустимо. Сейчас квартиру выставили на полмиллиона дешевле реальной цены».
Живёт Лариса с детьми в основном за счёт детских пособий. Иногда небольшую сумму подкидывает бывший муж, мама помогает. Алименты на старшую дочь получить не удаётся из-за того, что счета арестованы.
«Меня на работу никто не берёт: дети маленькие, и со здоровьем плохо. Я пять лет не работала. Муж сказал: сиди дома, занимайся детьми, тем более что была такая финансовая возможность. Он зарабатывал от 80 до 150 тыс. в месяц. Мы снимали квартиру, и на жизнь хватало. Всё было стабильно. Взяли ипотеку. Сначала платили по 42 тыс., потом по 36 тыс. Когда я узнала, какой будет ежемесячный платёж, засомневалась, но муж сказал, что потянем. В качестве первоначального взноса мы внесли средства федерального и регионального материнского капитала, полтора года платили исправно, день в день. В связи с кризисом в 2015 году бизнес супруга рухнул. Зарплаты людям стали урезать, цены на материалы взлетели, и многие стали отказываться от ремонта. Его напарника тоже выселили, но хотя бы дали меньшую квартиру и на улице не оставили. Нам такого шанса не предоставили, несмотря на то что четверо детей».
Красноярская общественница Дарья Мосунова, возглавляющая общественную организацию «Тройняшки», к которой обратилась Лариса Подойницина, посоветовала женщине написать обращение на имя губернатора края. Несколько лет назад благодаря помощи главы региона многодетной семье, оказавшейся в похожей ситуации, за счёт резервного фонда помогли приобрести жилье. Решить проблему в юридической плоскости, по мнению общественницы вряд ли получится, поскольку подобные попытки уже были. Дарья Мосунова считает, что из-за снижения уровня жизни случаев, когда людей выселяют из жилья, приобретенного через ипотеку, станет больше, а поскольку само понятие «ипотека» еще достаточно новое для нашей страны, механизмы, как помочь семьям, ещё не разработаны.
Вместо дивидендов - одни долги
О том, что в семье материальные трудности, Лариса узнала, только когда на её имя пришло судебное письмо с требованием погасить просроченные платежи по ипотеке. Сделать отсрочку или реструктуризацию банк отказался. Через какое-то время выяснилось, что супруг за спиной жены взял ещё несколько крупных кредитов, рассчитывая выгодно вложить средства. Вместо предполагаемых дивидендов семья получила многочисленные долги и звонки от коллекторов, которые доводили до слёз.
Ко всему прочему у Ларисы помимо имеющейся у неё бронхиальной астмы обнаружили многочисленные опухоли. За год женщина похудела почти на 15 кг, перенесла два микроинсульта. После обращения в приёмную президента и федеральное представительство министерства здравоохранения РФ её пригласили на обследование в Москву. Вот и собралась она с детьми в столицу: не искать лучшей жизни - по необходимости.
В собственности Ларисы есть участок без света в Емельяновском районе и старенький дом в Иланском с гнилой крышей, которая в любой момент может рухнуть. Как быть с этим хозяйством, многодетная мать не знает. Переехать туда с детьми она не рискнёт, а продажа его без выделения детям равнозначного жилья, как ей сказали в опеке, незаконна.
Как жить дальше, женщина не понимает, но всё ещё надеется на чудо. До конца сентября ещё есть время.
Смотрите также:
- Когда семеро по лавкам. Почему многодетным семьям выживать всё сложнее? →
- В Северо-Енисейске детей вместе с родителями на улицу выгоняют из дома →
- В Красноярске беременная сирота живет в шалаше →