Журналисты «АиФ» встретились с жителями Сухобузимского

Фото: АИФ

   
   

17 тысяч за воду

В Сухобузимское журналисты «АиФ на Енисее» приехали вместе с Владиславом Зыряновым - депутатом Заксобрания края, заместителем председателя комитета по селу и АПК. В почтовом отделении нас уже ждала толпа взволнованных читателей. Целая группа специально приехала из деревни Бузим, что находится в пяти километрах от райцентра. Люди жаловались, что в деревне нет ни школы, ни детского садика, ни игровой площадки, ни клуба. Местной ребятне некуда податься, они шатаются по деревне.

- Более того, если школьников в Сухобузимское возят автобусами, то дошколят (более 30 детей) родители должны сами везти в детский сад, - рассказывает Алла МАХОВА. - Машины есть не у всех, а на такси - дорого. Просили власть выделить автобус для малышей, нам ответили: не положено. Попросили в старом заброшенном здании школы открыть садик и клуб - отказали. Конечно, здание старое - ему 41 год, но можно же отремонтировать.

Вторая проблема касается водокачки. Два года назад совхоз от неё отказался. Платить за воду было некому. Пришёл КРЭК и объявил, что теперь водокачку передали им, а жители получили счета: кто на 3 000, а кто на 10-17 тысяч рублей. «Мы не миллионеры, у нас в деревне и зарплат-то таких нет. Да и почему мы должны оплачивать задним числом? Субсидии на оплату пенсионерам задним числом никто не даст. Причём вода - не питьевая, а техническая. Мы согласны платить, но после заключения договора. Но в КРЭКе нам сказали, что наше согласие не требуется. Обязаны и всё!», - возмущаются жители.

В отчаянии люди обивали пороги местных чиновников, но поддержки не получили. Их даже слушать не захотели. «Как-то на сельском сходе мы стали озвучивать все проблемы, а председатель сельсовета Николай Кондратьев пригрозил вызвать милицию, словно мы бандиты. В прошлом году сгорела подстанция, три дня сидели без света. Поехали к главе Сухобузимского района Виктору Влиско. А он отвернулся и не стал с нами разговаривать».

Равнодушие и хамство

«Из нашего села сделали помойку», - говорит Галина ШУВАЕВА. Мусор вывозят один раз в неделю. Летом, когда жара, баки становятся источником инфекции и вонь стоит ужасная. Зимой люди высыпают в баки горячую золу, и всё содержимое тлеет. При этом тарифы на вывоз бытовых отходов, по словам Галины Ивановны, завышены - 75 рублей с человека. «Ладно бы деньги шли в бюджет района и на решение наших проблем, а так помогаем небедным бизнесменам делать на мусоре деньги».

Ещё одна проблема в Бузиме - в деревне нет кладбища. Ближайший погост - в 2,5 км, но он не огорожен, среди могил гуляет скот. Добираться сложно, а по распутью невозможно. А в сентябре случилась новая беда - отменили автобус Красноярск - Кононово. «Раньше ходил утром и вечером мимо, а теперь лишь в три часа, - объясняет Иософина ЛИХОМАНОВА. - На выходные студентам трудно добраться домой. В будни нам сложно съездить в больницу. Отрезали не только нас, но и ещё пять деревень на маршруте». Но больше всего женщину задевают равнодушие и хамство местных властей. Недовольны чиновниками и жители села Сухобузимское. Марина Ефименко живет с престарелыми родителями и её отцу-инвалиду, ветерану Великой Отечественной войны, отказывают в установке телефона. А по закону он имеет на это право, причём - бесплатно. Видимо, местные чиновники законы не читают. У Светланы Вирт дочь и внуки живут в аварийном доме. Но властям проще прикрыть дом фанерой перед приездом чиновников, чем найти новое жильё для семьи из пяти человек. Сергей Кондратенко в апреле 2011 года получил тяжелейшую травму руки. Вместо того чтобы срочно направить мужчину на операцию, местный врач предложила ему инвалидность.

Ольга Рахманкулова и Николай Каменок уже почти 10 лет борются за тепло в их квартирах. Причём если у женщины делают перерасчёт, то соседу приходят расчётки с полной оплатой за центральное отопление. «Сидим на электрообогревателях. У меня ребёнок постоянно болеет, у него бронхиальная астма. Министр нам ответил: в 2011-2012 будет ремонт теплотрассы. Но в администрации сказали, что нет такого в планах. Получается, либо министр нам врёт, либо кто-то - министру». Пенсионерка Наталья Безруких за коммунальные услуги платит 10(!!!) тысяч в месяц. Это при пенсии в пять тысяч. Говорит, спасают пенсия мужа и субсидии от государства. При этом вода - техническая, а горячая бывает в квартире только зимой.

Поплакались - и отлегло

Юрий ПИРОГОВ рассказал об очередной инициативе краевых властей, которая может столкнуть людей лбами.

- Вроде планируют детям войны наконец-то льготы выделить. Но оказалось, что нас хотят разделить: на тех, у кого родители погибли на фронте, и тех, кто просто жил в это суровое время. Мой отец работал на заводе по 16 часов. У станка заболел туберкулёзом и умер в 47-м году. Мы все одинаково голодали, болели, выживали, теряли близких. Почему сейчас нас пытаются поделить?

Под конец к нам на приём пришли жители села Шошкино.

Виктор Урюпин рассказал, что сотовой связи у них нет, по телевизору только первый канал, ни клуба, ни садика, ни школы. Журналы и газеты приходят с опозданием на неделю, и никто их уже не выписывает.

- Да и отделения почты нет. Во вторник и субботу приезжает из Шилинки почтальон. Чтобы заплатить за электроэнергию, бабушки ставят на дорогу табуретку и караулят машину целый день. Не поймали - не заплатили. Дороги ужасные, иной раз «скорая» не может проехать. А слякоть такая, что пока дети до школьного автобуса доходят, уже по колено в грязи. Мы не просим заоблачного, обеспечьте хотя бы элементарным. Хлеб привозят три раза в неделю, в магазине скудный ассортимент. Под зарплату дают конфеты по 400 рублей! Автобусы к нам не ходят. Мы же глубинка, до тракта 20 км. Уже везде обращались, результат нулевой. Вот зима на носу, а у нас нет дров. Шошкино в лесу стоит, но жителям делянки дают за 46 км от села. Подвоза дров тоже нет. Зато предприниматели получили окрестные леса на 49 лет в аренду. И идут беспрерывно по трассе лесовозы, гружёные лесом.

Это далеко не весь перечень проблем, о которых нам рассказали жители Сухобузимского района. Ко многим мы ещё вернёмся в последующих своих публикациях. Например, расскажем о том, как многодетная молодая семья Кудрявцевых не может получить жильё взамен ветхого или лес для строительства нового дома. Пенсионер Виктор Левковский с 1985 года живёт в аварийном жилье, выиграл несколько судов, но квартиру так и не получил. А на выезде из поселка появилась целая улица новых домов. Люди, купив землю в муниципалитете, построили дома, но не могут в них жить, потому что здесь нет ни дорог, ни света, ни воды.

Большинство людей, рассказывающие нам о своих проблемах, уже не верят в то, что власти способны их услышать и помочь. «Спасибо, что выслушали нас. Поплакались, рассказали вам о своих бедах - и вроде легче стало».

Комментарий.

Владислав ЗЫРЯНОВ, депутат ЗС края:

- Как бы цинично это не звучало, ситуация стандартная. Около 60% вопросов касаются компетенции органов местного самоуправления. Конечно, есть объективные причины, почему они не могут помочь. Не секрет, что многие районы края - дотационные на 90%. Но когда люди жалуются на то, что глава села им хамит и элементарно не может что-то объяснить, это вызывает осуждение. Наверное, такие люди не должны быть во власти. На каких основаниях в селе Бузим пытаются с людей собрать деньги за те два года, когда водокачка была бесхозной? Здесь надо разбираться, в том числе с привлечением прокуратуры и органов местного самоуправления. В Шошкино - элементарно можно дрова привозить жителям, но местная администрация не помогает. Дожили! Живя в Сибири, не имеем земли и дров. И альтернативы у людей нет. Очень насторожила информация о разделении детей войны на разные категории. Думаю, быстрее всего разрешить ситуацию с операцией для мужчины. Как депутат постараюсь ему помочь. Многие вопросы касаются не только Сухобузимского района, но и всей России. Это отношение к нашему селу, его благоустройство и социальное развитие, наличие элементарных благ цивилизации. Сегодня численность населения сокращается, село умирает, и те меры, что принимаются на всех уровнях, мягко говоря, недостаточны.

Смотрите также: