Трагическая судьба
Необычная история одарённого земляка заинтересовала молодого красноярского режиссёра ещё два года назад - он случайно наткнулся на его рассказы и вскоре решил снять фильм.
Александр Сарапов - псевдоним Бронский - жил и писал в Зеленогорске Красноярского края. Дебют молодого писателя состоялся на страницах ежегодника «Первовестник»: в сборнике 2008 года опубликован рассказ «Валентина». Бронский печатался в абаканской газете «Провинциал», проходил отбор на форум молодых писателей в Липки - словом, у молодого автора всё только начиналось. Но вскоре болезнь подкосила его. В последнее время он сотрудничал с петербургским журналом «Сеанс», главный редактор которого сразу же разглядела в нём талант. После первого письма Бронского в редакцию его пригласили в северную столицу - учиться и работать. Но молодой автор, на которого возлагали большие надежды, осенью 2010-го умер.
- Его главный талант был в том, что он очень любил жизнь, умел чувствовать и видеть людей. Он мог быть дерзким и точным по отношению к другим, к себе - уничтожающе ироничным, но всегда оставлял шанс красоте, любви, добру, смыслу, - напишет Аглая ЧЕЧОТ, литературный редактор «Сеанса», в день смерти автора. - В текстах Саши Бронского всё время чувствовалась одна глубокая и редкая для молодого человека мысль: даже та жизнь, которая обречена на смерть и выворочена наизнанку своими самыми тёмными дырами, - всё равно счастье. Не стыдно родиться в маленьком городе, потерявшемся на географической карте; не стыдно быть несведущим в чём-то, невостребованным, несостоятельным или не очень здоровым. Потому что главное - быть живым.
Съёмки на интуиции
Осенью 2010 года Константин Селин поехал снимать первые кадры. Было трудно: в семье Сараповых недавно потеряли любимого сына. Отец поначалу совсем не разговаривал, матери вдвойне тяжело: опять и опять ворошить, вспоминать, рассказывать.
- Я никогда не задаю прямых вопросов. Если человек что-то скажет, будет один фильм. Не скажет - совершенно другой.
«Бронский» строился по внутреннему ощущению времени и места. Никто не готовился к интервью или постановочному кадру - только естественное течение жизни.
- Есть вещи, которые происходят в моей жизни незапланированно - почувствовал интуитивно, что нужно, и сделал. Документальное кино - это область, в которой мы исследуем человеческую сущность. Если зритель после фильма высказывает своё мнение - значит, магия кино сработала: оно его затянуло и вытолкнуло, оставив с какими-то мыслями и вопросами.
Эта работа превратилась для Селина в одну из тех, что врезаются в судьбу и затягивают навсегда.
- Как только мысленно хоть на шаг я хотел от неё отойти, ничего не получалось. Мне было трудно делать другие работы, постоянно думал о своём проекте. Только когда фильм затрагивает твою личную жизнь - из него может что-то получиться.
Однажды Костя просматривал архив молодого писателя. Оказалось, что Александр Бронский в 2010 году собирался поступать в СПбГУКиТ. На отделение документального кино. Значит, они могли быть одногруппниками. Но Саша умер.
***
Показ фильма прошёл в Красноярске. Когда экран погас и включили свет, никто не вставал с мест. Зрители ещё много рассуждали о талантах из глубинки, о том, как много мог бы подарить нам сам прозаик, родители которого, кстати, тоже сидели в зале. В конце один из зрителей встал и поздравил публику: в Красноярске «родился» новый режиссёр документального кино - Константин Селин.