Жителям Красноярска, особенно старшему поколению, хорошо знакомо мозаичное панно на фасаде бывшего кинотеатра «Родина». Но немногие знают, что автор этой работы – фронтовик, человек с удивительной судьбой.
Талант и мужество
Знаменитое панно на правобережье за столько десятилетий стало достопримечательностью города. Его автор – Евгений Кобытев, человек, восхищающий своим талантом и мужеством.
Он родился в 1910 году в селе Утянское на Алтае. После окончания школы некоторое время сам работал учителем. В 1929 году поступил в Омское художественное училище, позже преподавал изобразительное искусство в Красноярском педагогическом техникуме имени М. Горького. В 1936 году он по комсомольской путёвке поступил в Киевский государственный художественный институт, который с отличием окончил в июне сорок первого года. Талантливый художник, как и остальные его сокурсники, добровольцем ушёл на фронт.
Поначалу бойца направили в истребительный батальон, затем – в артиллерийский полк. Евгений Кобытев пережил весь ужас и мясорубку первых недель войны. В одном из сражений он был тяжело ранен, попал в фашистский плен. Так боец оказался в немецком концентрационном лагере в городе Хороле Полтавской области ещё вместе с десятками тысяч других людей.
Бросить хлеб для забавы
Ещё в начале Великой Отечественной войны в украинском Хороле был создан немецко-фашистский лагерь для военнопленных. Предназначался он для временного размещения узников и существовал до 1943 года. Сегодня историкам сложно назвать точное количество жертв. По разным данным, в братских могилах покоится прах от 90 тыс. до 100 тыс. советских граждан – мужчин и женщин, уроженцев разных городов СССР.
Лагерь представлял собой огромную яму на месте карьера кирпичного завода. Когда-то здесь добывали глину, а с началом войны фашисты поместили в эти чудовищные условия людей.
Пленных свозили со всех фронтов. По воспоминаниям очевидцев, в яме даже негде было присесть – столько узников находилось в лагере.
Постоянно стояла вода, и чтобы хоть как-то укрыться, пленные рыли ниши-норы в обрывах. Людей практически не кормили, давали только баланду, сваренную из пищевых отходов, крайне редко – хлеб. Забавой для фашистов было бросить его в толпу измученных людей. Не давали и питьевой воды, и больные умирали от обезвоживания.
Голод, холод, пытки, травля овчарками сводили людей с ума. В этом кошмаре Евгений Кобытев увидел, на что способен измученный человек в отчаянии. Кто-то стремился выжить любым способом и становился предателем, но многие до последнего вздоха сохраняли стойкость и веру. Среди местных жителей было немало героев, которые, рискуя всем, помогали несчастным. Пленным передавали еду, одежду, некоторым удавалось бежать.
Фронтовой театр
Но даже в этих условиях художник продолжал работать. Он хотел выжить и рассказать всю правду о войне и человеческом подвиге. Помогала записная книжка, в которой Евгений Степанович рисовал пленных и их мучителей, при обысках её удавалось спрятать. Но охрана всё-таки обнаружила блокнот и, оценив талант художника, стала заказывать ему собственные портреты.
Бежать из плена он смог только в сорок третьем году. На этот поступок решились ещё несколько его товарищей. Прятаться им помогали местные жители. Так Евгению Кобытеву удалось вернуться к своим и вновь встать в строй.
Уже после освобождения из плена вместе с однополчанами Евгений Степанович создал фронтовой кукольный театр. Он сам был и художником, и режиссёром, и актёром. Бойцы всегда ждали эти небольшие спектакли, где жёстко высмеивали врага и поддерживали дух солдат. После войны эти куклы были переданы Московскому музею театральных кукол.
Боец прошёл тяжёлый путь через Украину, Молдавию и Польшу в Германию. Победу встретил в Дрездене, в звании старшего сержанта. Был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За Победу над Германией».
Памятник узникам
После демобилизации Евгений Кобытев приехал в Красноярск. В профессиональном плане у него всё складывалось успешно.
– Очень востребован был талант монументалиста, – рассказывает искусствовед, старший научный сотрудник Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова Елена Коперсак. – Он принимал участие в оформлении здания красноярского речного вокзала, краевого Дома пионеров, театра музкомедии, пионерского лагеря в селе Атаманово, кроме того, его пригласили преподавать в художественное училище. Уже в послевоенные годы были созданы крупные живописные работы. Уникальность его личности в том, что, несмотря на все испытания, он не сломался и продолжал бороться с фашизмом через своё искусство.
Евгению Степановичу удалось не только вновь обратиться к творчеству – он преподавал, был главным художником города. Однако память о концлагере всегда оставалась с ним.
В мастерской как напоминание он держал кусок колючей проволоки, перерезав которую, он совершил побег. Художник хранил и листки с рисунками, сделанными в плену.
– В 1959 году он приступил к созданию серии рисунков о концлагере, в основу которой легли чудом уцелевшие наброски, – рассказывает искусствовед. – Будучи свидетелем гибели сотен своих товарищей, стремясь передать всю боль и правду, он создаёт художественные образы, которые вызывают не страх, а восхищение мужеством и внутренней силой людей. Реальные эпизоды ада концлагеря переданы с помощью репортажности, чёрно-белых рисунков. Именно поэтому серия, которая хранится в наших фондах, зрителями воспринимается как исторические документы о войне. В 1965 году была издана книга «Хорольская яма». Этот по сути дневник стал памятником всем жертвам концлагерей.
Уже через много лет художнику довелось вновь побывать в Хороле. На выставку его работ пришли тысячи людей. В портретах они узнавали своих товарищей и своих мучителей.
Панно-легенда
Красноярская художница Ольга Еселевич в шестидесятых годах была студенткой училища, где преподавал Евгений Степанович.
– Прекрасный рассказчик с хорошим чувством юмора, талантливейший педагог, – вспоминает Ольга Яковлевна. – О его тяжёлой судьбе мы, студенты, знали. Но при этом сам Евгений Степанович о войне и жизни в концлагере нам не рассказывал. Объяснений и не требовалось – достаточно было взглянуть на его работы, посвящённые тому страшному периоду.
Студенты своего преподавателя обожали. Ольга Яковлевна была в числе тех, кто создавал легендарное мозаичное панно на фасаде бывшего кинотеатра «Родина». Ребят переполняло чувство гордости за причастность к столь важному делу.
– Было здорово и увлекательно: мы собирали гальку на берегу, сортировали камни по оттенкам. Нам доверили работать над пейзажами, изображёнными на панно, – рассказывает женщина. – Радует, что мозаику удалось сохранить.
Художника не стало в 1973 году. Он передал свои знания, уникальный опыт и любовь к жизни своим ученикам. Его работы хранятся в фондах разных музеев, в том числе в красноярском краеведческом и художественном музее им. В. И. Сурикова.