130

Бас-гитарист группы «Яхонт»: «Бессмертный полк» - главное моё произведение»

«АиФ на Енисее» №28 (2121) 14/07/2021
Композитор, певец, музыкант.
Композитор, певец, музыкант. / андрей иголкин / Из личного архива

Андрей Иголкин – фигура в музыкальном мире Сибири узнаваемая. Яркая внешность, свой стиль – в одеж­де и в музыке. Неизменный бас-гитарист группы «Яхонт» практически с её основания. Композитор и лирик. Ассоциируется с летом, лёгкостью, ветром и свободой. В его музыкальном багаже среди прочих есть песня, под которую во всём мире идут колонны, объединяя поколения, отдавая дань под­вигу предков, спасших мир от фашизма.

Удачные ноты

Елена Бухтоярова: Андрей, ты действительно объединяешь в себе брутальность и лирику, силу и утончённость. При этом ассоциируешься с летом. Чем занимаешься сейчас?

Андрей Иголкин: Работаю на даче лошадью (Смеётся). Таскаю землю, сажаю, копаю. Сейчас готовлю большой подиум для бассейна и для территории возле него, чтобы можно было поставить лежаки, столик с фруктами, грибок от солнца. Строгаю шестиметровые доски, ставлю каменные подставки под лаги. Своими руками. Мне это интересно!

– Но встретились мы с тобой после репетиции. Летние каникулы – это не про музыкантов?

– У нас запланирована масса концертов. В прошлом году из-за ситуации с ковидом было достаточно отмен. Правда, жизнь и в этом году вносит свои коррективы. Но надеемся на лучшее. Мы же в свою очередь готовы максимально. В «Яхонте» за время перерыва даже барабанщик запел. И это здорово! Многие песни группы рассчитаны пусть и не на хоровое, но на унисонное пение. И когда мы делаем записи в студии, голоса прописываем по 3–4 раза каждый. Именно для ощущения мощи. А в концертной практике, поскольку мы всегда поём вживую, создать мощь небольшим количеством голосов непросто. Поэтому чем больше в группе поющих, тем лучше. Семь участников в команде – и все поют.

– Но ведь есть совсем другой Андрей Иголкин, нежели тот, что в «Яхонте», есть другие песни. Для тебя самого есть отличия в образах?

– Группа «Яхонт» началась с народного, молодецкого репертуара. Музыка громкая, разудалая. Конечно, играли и эстраду, и роковые баллады, были джазовые нюансы. Но основа – мужицко-молодецкая – оставалась всегда. А Иголкин, когда один, совсем другой. Он мягкий, в гармонии более театрализованной. И настроение у него другое, и тембр. Мои знакомые всегда в курсе лиричного Иголкина – новые песни выкладываю в соц­сети, делюсь ими с друзьями.

– Как один из получателей благодарю! Твоя музыка всегда поднимает настроение. Но есть произведение, слушая которое, многие плачут. И это одновременно слёзы и боли, и радости, и памяти. На мой взгляд, «Бессмертный полк» – лучшая песня, или даже гимн на данную тему.

– Признаюсь, сам считаю на сегодня «Бессмертный полк» главным своим произведением. И мой отец Виктор Иголкин тоже. Пять лет назад он в День Победы прошёл с портретом моего деда, своего отца, в Бессмертном полку. И после этого написал стихи. Очень сильные. Бывают стихи, которые невозможно положить на музыку. А этот текст я сразу почувствовал – по ритмике, по гласным, по ударности. Стихи в песне остались в первоначальном виде. Правда, пришлось ещё пятый куплет сочинить – этого требовала драматургия музыки. Вы заметили, наверное, как начинается песня. Под скромный аккомпанемент солирует один, потом по нарастающей... Сделать надо было так, чтобы люди могли под это идти. А строевой шаг – это 120 ударов в минуту. И это немного не та история. Бессмертный полк должен быть эпичным, строгим, монументальным. Пришлось уменьшить темп в два раза, но зато получилось более торжественно. Отдельно записывали мужской, женский, детский хор. И там тоже свои нюансы. Их вроде ухо не ловит, но без них всё пропадает. Всё было не зря. Сколько людей написало после!

– И ведь это ваше с отцом произведение шагнуло дальше границ России, намного дальше.

– Под эту песню шли в Вене, Берлине, Лондоне, Нью-Йорке. Под неё шагали в маленьких городах и посёлках в России и за рубежом. Нам с папой хотелось, чтобы песня жила, чтобы помогала объединиться в День Победы русским даже там, далеко от родины. Обычно мы никому не даём даже минуса песен, считаем, что каждое исполнение должно быть индивидуальным. А тут я разослал и саму песню, и минус в представительства Бессмертного полка. А их более тысячи по миру. В ответ позже присылали видео. Люди шли под нашу песню с портретами, и я понимал: у нас получилось то, что людей трогает. Отцу 85 лет, в годы войны он был ребёнком. А вот его отец, мой дед, прошёл всю войну. И этой песней, надеемся, мы вложили что-то в связь поколений.

До, ре… мимо

– Слушая и «Бессмертный полк», и лирику, глядя на твои диски, трудно представить, что когда-то тебя не взяли в хор.

– Была такая история: мама меня в пять лет хотела отдать в хор, но не взяли. Не знаю почему. Может, места не было, или я испугался, но тогда не сложилось. Но чётко помню картинку из детства: мы заходим с мамой в «Детский мир», и я вижу аккордеон. Вцепился – не оторвать. Мама мне и танк, и самолёт предлагала, но нет, я был упрям! А во втором классе поступил в музыкальную школу на класс аккордеона. Когда её окончил, учитель убеждал моих родителей отдать меня в музыкальное училище. Родители-геофизики моего будущего в музыке не видели. А я вообще тогда хотел быть моряком. Но музыка в моей жизни присутствовала в большом количестве. В школе почти в каждом старшем классе был свой ансамбль. Музыкальных инструментов хватало всем. И чтобы репетировать, иногда сбегал с уроков математики. А уж на танцах мы с гитарами блистали.

– Глядя на тебя с гитарой сейчас, музыкой хочется заняться, думаю, многим. Что ты им скажешь?

– Занимайтесь, конечно! У меня есть история. В одной из соцсетей мне написала одна мамочка: мол, сын с ума сходит от песен «Яхонта», знает и поёт их все и очень мечтает о встрече с Андреем Иголкиным. Можно ли это устроить? Понимая, какой судьбоносной может стать встреча в детстве с кумиром, я пригласил мальчика с мамой в гости. Дома у меня студия, масса инструментов. Надо было видеть глаза четырёхлетнего (!) мальчонки, когда он трогал эти инструменты. А как он старался, когда мы с ним исполняли «Дундари»! После этой встречи парню нашли учителя, теперь он учится игре на гитаре.

Музыкальный класс

– А есть ли у тебя сожаления, что чего-то не сделал, что-то упустил?

– Сожалений много. Поскольку я компьютерный музыкант, мне интересно всё, что происходит с музыкой в свете новых технологий. А перемен, полезных и продуктивных, сейчас просто шквал. Не успеваю всё изучить. А ещё, когда восемь лет назад занялся дачей, начал строительное дело с нуля изучать. Хорошо, что есть YouTube. Но хотелось бы рядом кого-то спросить и тут же получить ответ. Мой дед, тот самый, что прошёл всю войну, был плотником. Когда-то его в числе прочих как зажиточных (за две коровы и лошадь) сослали из Новгородской в Кемеровскую область на золотой рудник. Местность необжитая, в лесу. И дед мог всё! Заточить разными способами топор, добыть из берёзы дёготь для смазки шкур животных, строить без гвоздей, делать силки из лозы на зайцев. Как без инструментов, без технологий они всё это делали? Спросить хочется, а уже не у кого….

– Согласна. Лиши нас достижений цивилизации, сможем ли мы, современные люди, существовать? Грустно об этом думать. Но грусть с тобой никак не вяжется. И всё же чем спасаешься, если разобрало?

– Есть очень простой путь – подойти к клавишам и начать перебирать разные звуки. Перебираешь, что-то наклёвывается, и ты полностью ушёл в музыку. Игра на гитаре тоже очень помогает. А когда нет инструментов, использую древний способ. В деталях вспоминаю лучший день своей жизни. У меня это школа, выпускной класс, я только что сдал какой-то экзамен, поэтому счастлив. Иду по родной улице на очередную вечеринку с одноклассниками. А в воздухе – весна, предгрозовое состояние, всё насыщенно электричеством. Я ощущаю, что передо мной огромная счастливая классная жизнь! Я ещё не знаю, какая она, но ощущаю чётко: она классная!

Досье
Андрей ИГОЛКИН. Родился в 1963 году в Красноярске. Окончил Абаканское музыкальное училище, джазовое отделение по классу саксофона. Заслуженный работник культуры Красноярского края, заслуженный работник культуры Респуб­лики Хакасия, член российского авторского общества. В группе «Яхонт» с 1993 года (клавиши, бас-гитара, саксофон, вокал). Автор музыки, текстов, аранжировщик, саунд-продюсер. Работал как композитор для театров «Эргона», «За двумя зайцами». Написал музыку для песен Л. Успенской, А. Варум, А. Буйнова, СашаЧ, С. Рерих и других.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах