Примерное время чтения: 13 минут
270

Голос сквозь время. В Овсянке отметили 100-летие писателя Астафьева

Сюжет Последний поклон. Виктору Астафьеву 100 лет
Только в день открытия Центр посетили около трех тысяч человек.
Только в день открытия Центр посетили около трех тысяч человек. / Ольга Лобзина / АиФ

Овсянка. Здесь, в маленьком селе на берегу Енисея, родился и создал свои лучшие произведения великий русский писатель Виктор Астафьев. 1 мая, в честь празднования 100-летнего юбилея Виктора Петровича, в Овсянке открыл свои двери Национальный центр В.П. Астафьева. По самым скромным подсчетам, в этот день его посетили около 3 тысяч человек.

Журналисты krsk.aif.ru в числе первых увидели Астафьев-центр своими глазами.

Предметы эпохи плюс интерактив

Всего год назад на этом месте был котлован большой стройки, а к 1 мая - 100-летию Виктора Астафьева, здесь, как по волшебству, вырос грандиозный центр его имени.

Астафьев-центр расположен на улице Щетинкина, по соседству с домом бабушки писателя, Екатерины Потылицыной и домом, который купил писатель, когда в 1980-м вернулся домой, на малую родину. Красивое здание, с наружной отделкой под дерево и огромными стеклами, в которых отражаются небо и горы, выглядит легким и гармонично вписывается в облик Овсянки, несмотря на свои внушительные размеры: три этажа, более 2500 квадратных метров площади. Это новый объект в составе Мемориального комплекса В.П. Астафьева.

«Над созданием Национального центра трудился огромный коллектив технических и научных работников, - рассказывает заведующая филиалом «Мемориальный комплекс В.П. Астафьева» Екатерина Борисенко. -  Два главных человека, которые работали над экспозицией, ее разделами и экспонатами с научной точки зрения, – это директор Красноярского краевого краеведческого музея Валентина Ярошевская и опытный профессионал Татьяна Зыкова. Всю эту колоссальную работу они проделали вдвоем. Подключились сотрудники и хранители фондов. Большинство предметов – подлинные».

Астафьевская Царь-рыба – огромный осетр под потолком в фойе Центра.Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

В фойе гостей встречает «плывущая» под высоким потолком астафьевская Царь-рыба – огромный осетр. В экспозиции посетители всюду смогут увидеть отсылки к его произведениям. Были выбраны самые яркие из них - те, которые любил сам Виктор Петрович и гордился ими: «Последний поклон»,  «Перевал», «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Веселый солдат», «Прокляты и убиты» и другие. Органично соседствуют подлинные экспонаты – вещи эпохи и современные технические новинки – интерактивные экспозиции. Это позволяет посетителям наглядно представить творчество Астафьева, услышать его живой голос – сквозь время.

Трагедия детства

Мы отправляемся в увлекательное путешествие по разделам центра – вместе с экскурсоводом Михаилом Чечелевым, заведующим сектором Интеллект-центра Мемориального комплекса.

«Расскажу о себе сам» - так называется первый раздел, с которого мы начинаем погружение в мир жизни и творчества Виктора Астафьева. Жизнь его не баловала, а посылала суровые испытания.

Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Мальчик рано осиротел, ему шел всего 8-й год, когда трагически погибла его мама, Лидия Ильинична. Она поехала на лодке в Красноярск, чтобы отвезти передачу в тюрьму отцу Вити, осужденному как врагу народа. Напротив Овсянки лодка ударилась о бону - «нитку» из двух бревен на реке - и перевернулась. На борту было 8 человек, утонула только мама Вити, зацепившись косой за бону. Мальчик рос в доме бабушки Екатерины. Воспоминания детства маленького Вити, запечатленные в повести «Последний поклон», нашли отражение в одноименной музейной экспозиции.

Экспозиция по повести «Перевал» рассказывает, как юный Виктор вступал во взрослую жизнь. Привлекает внимание инсталляция под потолком, изображающая «летящие» книги, которыми будущий писатель зачитывался в юности и которые считал своими друзьями.

Фронтовые были

Виктор Астафьев отказался от брони и ушел на войну. В 1942 году начинается его боевой путь. В 1943-1944 годах он служил фронтовым шофером, затем - артиллеристом, связистом. Несколько раз был ранен, лечился в военных госпиталях. Как воевал Виктор Петрович, можно прочитать в его произведениях.

Например, повесть «Пастух и пастушка» - замысел Астафьев вынашивал 15 лет, а написал всего за три дня. Не ел, не пил, а, закончив писать, выскочил из-за письменного стола с криком «Бей фашистов». Рукопись этой повести - одна из драгоценностей музейной коллекции. Кстати, все свои произведения Виктор Астафьев писал от руки, а его супруга Мария Семеновна Корякина перепечатывала рукописи на пишущей машинке.

Рукопись повести «Пастух и пастушка». Всё свои произведения Виктор Петрович писал от руки. А Мария Семёновна печатала на пишущей машинке.
Рукопись повести «Пастух и пастушка». Всё свои произведения Виктор Петрович писал от руки. А Мария Семёновна печатала на пишущей машинке. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Отдельный раздел посвящен самому, пожалуй, сложному и неоднозначному произведению писателя – роману «Прокляты и убиты». «Окопная правда» Виктора Астафьева – тема отдельного разговора. Он, фронтовик, был убежден, что имеет право говорить о войне от своего лица. Многие современники книгу «Прокляты и убиты» не приняли, критиковали, но каждый волен составить собственное мнение, прочитав роман. Это квинтэссенция того, что писатель хотел сказать о войне.

национальный центр виктора астафьева
Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Экспонаты с историей

Интересный экспонат – ковер из сукна, вышитый крестиком. Это семейная реликвия Виктора Петровича и Марии Семеновны. Супруги после войны уехали на Урал, в Чусовой, к родным Марии Семеновны. Работы у Виктора Петровича тогда особо не было. Чтобы заработать на жизнь, Мария Семеновна вышивала и ткала ковры. И однажды Виктор Петрович решил помочь жене. Как вспоминала Мария Семеновна, он был помощник так себе: ругался, бранился, бросался, чем мог, но работу доделал. И тот самый вышитый ковер с розами – символ семейной жизни и кропотливого труда супружеской четы. 

- Ковёр, вышитый крестиком, символ семейной жизни Астафьевых. Они создавали его вместе.
- Ковёр, вышитый крестиком, символ семейной жизни Астафьевых. Они создавали его вместе. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Важное направление в творчестве Астафьева – природа и человек, боль из-за ее варварского уничтожения. Если ты нарушаешь законы природы, тебя ждет неминуемая расплата. Эта линия прослеживается в таких произведениях, как «Царь-рыба», «Сон о белых горах», «Уха на Боганиде», «Затеси».

Пожалуй, главное сокровище Астафьев-центра – это рабочий кабинет писателя. Впервые можно увидеть подлинные экспонаты - вещи из квартиры Виктора Петровича в красноярском Академгородке. Это предметы мебели, в том числе – письменный стол, кровать, стеллажи с книгами, рукописи, подаренный писателю футбольный мяч с автографами, мантия профессора и даже удочки. Обстановка скромна, проста и даже аскетична, но красноречиво отражает характер писателя.

Золотой запас нации

Открытие Национального центра на малой родине Астафьева стало праздником, собравшим множество гостей. Приехали представители власти, депутаты Госдумы, Законодательного собрания края, красноярцы, пришли земляки - жители села.

В течение дня очередь в Центр не убывала.
В течение дня очередь в Центр не убывала. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

«Таких центров в стране нет. Я уверен, что у него очень хорошее и правильное будущее. В его создание вложили душу, труд очень многие. Я благодарен всем, кто это придумал и воплотил. Сегодня Овсянка, которую очень любил Виктор Петрович, замечательные книги здесь написал, получит новый импульс развития», - сказал на церемонии открытии Центра губернатор Красноярского края Михаил Котюков.

Национальным гением считает Виктора Петровича Астафьева праправнук Льва Толстого, советник президента РФ по вопросам культуры Владимир Толстой.  

«Его жизнь не была простой. Но последние 20 лет Астафьев провел здесь, в Овсянке, где все ему напоминало о его детстве и где выросло его огромное творчество. И сегодня Овсянка на большой литературной карте России и мира становится вровень с Ясной Поляной, Михайловским, Тарханами, Спасским-Лутовиновым, занимает свое неповторимое, важное место. Хочу поклониться всем людям, которые помогли этому осуществиться», - сказал Владимир Толстой.

Директор Красноярского краевого краеведческого музея Валентина Ярошевская, сыгравшая огромную роль в создании Центра, много лет дружила с Виктором Петровичем.

«Астафьев - это наш золотой запас! Жизнь многое делала для того, чтобы такого солдата не было на Руси. Искалечила детство, послала в огонь войны, добивала солдата голодом и нищетой, но он не стал литературным диссидентом. Никогда не шёл на поклон к сильным мира сего. Они сами приезжали в Овсянку и считали за честь оказаться с ним в одном кадре. Астафьев выжил, чтобы сказать нам правду о войне. С днем рождения, Солдат!» - сказала Ярошевская.

Житель Овсянки Алексей Щербинин 50 лет назад приехал в деревню и был хорошо знаком с Астафьевым.

«И сиживали вместе, и закусывали... Компанейский он был. Деревенский, простой мужик. Не возвышенный. Рассказывал, как он в Игарке в детском доме жил, о своём детстве вспоминал. Настоящий русский человек. Книгу мне подарил с автографом. Открытие Национального центра очень значимо для села», - считает Алексей Иванович.

После официального открытия в новый Центр выстроилась огромная очередь посетителей. Сюда можно и нужно приходить всей семьей, и не однажды, чтобы, шаг за шагом, открывать новые грани творчества нашего великого земляка. И, конечно же, это новая знаковая достопримечательность и гордость Красноярского края.

С 30-летием, Библиотека-музей!

В эти майские дни в Овсянке отмечают сразу две юбилейные даты: 100-летие Виктора Астафьева и 30-летний юбилей Библиотеки-музея, носящей его имя. Сельская библиотека была любимым детищем Виктора Петровича. Он вложил в ее создание сердце и душу.

Астафьев подключил к своей затее Валерия Сергиенко, который с 1988 по 1992 год был председателем исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов. Автором проекта здания стал знаменитый красноярский архитектор Арэг Демирханов. И после открытия нового здания библиотеки жизнь в селе закипела!

В день празднования 100-летия Виктора Астафьева в овсянской библиотеке прошла торжественная встреча, посвященная двойному юбилею. Своими воспоминаниями об отце поделилась Анастасия Астафьева, писатель, дочь Виктора Петровича.

«Меня непрестанно поражает тот факт, что 90 процентов рассказов людей о нем начинается со слов: «Я к нему приехал!» К нему было настоящее паломничество. И он никогда никого не выставлял за ворота. И это, может быть, еще больший труд – общаться с каждым человеком, не опускаясь до его уровня, но и не вознося себя.

 

Помню, однажды к нему приехала съемочная группа телевидения, записывали цикл передач. Вдруг – стук в калитку. Пришла какая-то семья с ребенком, мол, зашли поклониться великому писателю.  Завязался малозначащий разговор. И, смотрю, отец погас, сказал телевизионщикам, что записываться сегодня не будем. Ему это стоило больших сил…

И днем ему покоя не дают, а ночью творчество покоя не дает. Жизнь была напряженнейшая у человека. Он участвовал во множестве мероприятий. Отвечал на все письма. Это дар божий…

Мне очень нравится его фраза: «С библиотекой у нас появилась надежда на жизнь»… Библиотека стала местом притяжения огромного количества людей. Каждый, кто сюда приходил, чтобы что-то получить, что-то и отдавал. И эта концентрация энергии, постоянный обмен ведут к тому, что все больше народу сюда стекается, все больше проектов вырастает… Астафьев шутил: вот, мол, экскурсионные идут, рукой машут – вот дача Астафьева, указывая на библиотеку! Вот такое наследство огромное оставил он людям. Время берет свое, но библиотека стояла и стоять будет!» - подчеркнула Анастасия Викторовна.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах