Примерное время чтения: 8 минут
301

«Ладов день» Клары Полухиной. Тяга к народному заложена на генном уровне

«АиФ на Енисее» №47 (2140) 24/11/2021
Фольклорному театру в ноябре исполнилось 20 лет.
Фольклорному театру в ноябре исполнилось 20 лет. / Клара Полухина / Из личного архива

«Мы создавали коллектив, чтобы приносить людям радость! Сформирован своего рода «золотой фонд», с которым можно объехать всю страну. И вся страна будет петь с нами! Потому что это истоки, это русское, широта и размах», – считает руководитель народного коллектива «Ладов день» Клара Полухина.

Клара Полухина сегодня известна как успешный и даже культовый исполнитель русской народной и советской ретропесни, солистка Красноярской краевой филармонии. А её ансамблю «Ладов день» в ноябре исполнилось 20 лет.

Её ипостаси можно перечис­лять долго. Мать двоих детей, неистовый садовод, волшебным образом успевает всё и всегда. По крайней мере, так кажется после знакомства с её историей. В этой истории есть много страсти и любви к жизни: гастроли, награды и признание, поиски новых форматов выступления, стилей и направлений.

Певица обладает не только классическим контральто, но и даром перевоплощения. И особым даром творческого видения, интуиции, без которых артист не сможет добиться успеха.

Семейные ветви

По одной линии её предки, которых она называет коренными забайкальцами, пришли на берега Байкала как семейские староверы. Они поселились в Заиграевском районе нынешней Бурятии в 18-м веке после переселения в Забайкалье с территории современной Беларуси. С другой стороны в роду были забайкальские казаки. И каждая из этих ветвей была тесно связана с певческой культурой и особой народной средой и укладом.

«Во мне эта тяга к народному заложена на генном уровне. С самого детства я находилась в творческой среде и всегда впитывала в себя культуру, в том числе народную. Всегда мечтала петь, чувствовала этот особый звук. Наверное, во многом потому, что моя мама, Валентина Павловна Редколис, была творческим человеком. Она пела, была руководителем разных хоров и Дома культуры. Народных хоров в ту пору было много. «Хоровое» состояние жило во мне как ощущение жизни», – делится личным Клара.

Детство она провела в посёлке Шерловая Гора, практически на границе России и Китая. Выпускница музыкальной школы по классу фортепиано пошла по стопам матери и поступила в Читинское музыкальное училище, чтобы стать дирижёром академического хора.

Тогда же случился первый опыт работы в народном коллективе. После училища девушка пришла в знаменитый хор «Забайкальские казаки». Решила попробовать свои силы в народном творчестве.

«Техники народного и классического, «светского» исполнения весьма разнятся. Классическая манера – это округлённое звучание. Народная – более естественное пение, более открытые звуки. Как говорили в старину, это поёт в человеке душа», – говорит певица.

Впервые она попробовала петь дома. И неожиданно у неё получилось очень громко и звонко. Пришла в хор. И её сразу взяли солисткой. Проработала там год и даже побывала в составе хора в Москве на фестивале «Казачий круг», который в конце девяностых проводила в Кремле Надежда Бабкина. А потом уже состоявшаяся певица с академической подготовкой решила продолжить обучение.

 Победили сибирские корни

Выбор стоял между тремя городами – Ростовом-на-Дону, Челябинском и Красноярском. В итоге победили сибирские корни. Клара осталась в Сибири и поступила в Красноярский институт искусств. Там её главным наставником и вдохновителем стал известный фольк­лорист и подвижник русской народной культуры Николай Шульпеков. У него был русский ансамбль «Енисеюшка», где девушка успела побывать исполнительницей. А после вуза Полухина получила титульную специальность – руководитель народного хора.

А её коллектив «Ладов день» появился 20 лет назад. Однаж­ды, вспоминает Клара, она с группой студентов возвращалась после репетиции из института в общежитие, и по дороге они придумывали название. «Мне хотелось, чтобы у нашего только-только зарождавшегося коллектива было такое название, в котором сочеталось бы и мужское, и женское. Ведь в нашей труппе было три парня и четыре девушки. И мне на ум пришло такое русское слово – «лад», «ладно», значит, хорошо. Вот так и появился «Ладов день» – в стенах института и благодаря педагогам и наставникам Николаю Шульпекову и Вере Баулиной. Шульпеков – признанный родоначальник всего фольклорного течения в Красноярье. И мне довелось у него учиться. Эти люди стали мотиваторами создания моего коллектива», – вспоминает Клара Полухина.

Вольные хлеба

С тех пор было пережито много трудностей и радостей. Например, однажды после творческого эксперимента она лишилась почти всех единомышленников. Но всегда с ней оставался преданный друг, Галина Мацкевич. «Она ни разу меня не покинула, и я ей очень благодарна, что она с первого дня всегда со мной! Мы отправились фактически в свободное плавание, на вольные хлеба. Нам никогда не платили зарплату. И так продолжалось 16 лет. Я придумывала спектакли, стилистику, костюмы, заказывала аранжировки, научилась добиваться популярности и зарабатывать.

Для нас были открыты самые лучшие сцены в крае: мы выступали на правительственных приёмах, участвовали в социально-культурных проектах, например в «Енисейском экспрессе». Каждый год создаём что-то новое. Сейчас базируемся в краевом учреждении культуры Дворец труда и согласия. Смена коллектива неизбежна. Сначала в нём было 5–7 человек. Потом я брала новых ребят, обучала. А «новая кровь» всегда приходит самым волшебным образом! Никогда остро не нуждалась в кадрах, потому что бог так устраивал. Но основной женский состав не меняется уже 10 лет».

«Вся страна будет петь с нами!»

Но не всё было гладко в истории ансамбля. «Я раньше расстраивалась, когда люди уходили, но сейчас поняла, что всё будет хорошо. Когда частному коллективу исполняется 20 лет – это о многом говорит. Мы всего два года находимся на базе госучреждения. В этом коллективе есть божий промысел. Я очень жёстко отсматриваю репертуар. Не приемлю фривольности. Исполняем интересные программы в содружестве с Красноярским филармоническим оркестром. А есть, например, программы, основанные на духовных русских стихах. Это проекты в честь праздников – христианских Рождества или Пасхи, Дня урожая, жатвы. Сформирован своего рода «золотой фонд», с которым можно объехать всю страну. И вся страна будет петь с нами! Потому что это истоки, это русские широта и размах».

Но до сих пор в её репертуаре, как и в творчестве коллектива «Ладов день», сочетается разное – и народное, и классическое, и советское наследие. «Очень люблю музыку советских композиторов – Свиридова, Гаврилина. А народная – это то, что придумал народ, то, что брали как первоисточник из экспедиций, то, что пели наши бабушки и прабабушки. Мы с коллективом «Ладов день» не исполняем этнографический репертуар в первозданном виде. Перерабатываю в новые интересные формы со своим видением», – объясняет Клара Полухина.

«У меня, наверное, как у каждого исполнителя, есть свои любимые композиции. Я очень люблю песню «Белым снегом». Исполняю её и сольно, есть и аранжировка для хора. А начался «Ладов день» с легендарной песни «Тополя». Она 20 лет в нашем репертуаре, и я никогда не отказываюсь исполнить её вместе с коллективом».

Счастье Клары

Счастье Клары Полухиной прежде всего в реализации собственной певческой стези. «Я вот так понимаю, когда человек счастлив. Это когда он на своём месте и на этом месте неиссякаем. Я отдаю свои знания и способности людям. А значит, полностью счастлива».

И в личной жизни у Клары Полухиной всё сложилось самым лучшим и счастливым образом. С будущим мужем Игорем она познакомилась ещё в студенчестве. В этом году их браку 17 лет, у них двое детей, прекрасный дом и сад.

«У мужа свой творческий путь. Он тонкий инструменталист, баянист. Играет джаз, эстраду. А я всё же больше погружена в фольклор. Мы не всегда вместе, у нас есть свобода, и в этом есть доля счастья».

А ещё Клара любит принарядиться, благо, это стремление совпадает с артистической деятельностью. Её главный учитель, Николай Шульпеков, однажды сказал: «Твоё призвание – театр». И её коллектив всё больше проявляет себя как первый фольклорный театр за Уралом. Её творчество и её будни тоже полны радости. «Это как семена: сначала мечта, идея, музыка, костюмы, а потом появляется на свет программа, концерт, спектакль. Мой творческий процесс никогда не прекращается».

Стилистика коллектива «Ладов день» – это не фольклор в чистом виде, скорее, фьюжн, смешение стилей и жанров, уточняет певица. И, судя по всему, вся её жизнь тоже такое счастливое смешение побед и преодолений.

Досье
Клара ПОЛУХИНА. Родилась в 1976 году в Забайкалье. Окончила Красноярский институт искусств. Создатель фолк-театра «Ладов день». Солистка Красноярской краевой филармонии. Заместитель генерального директора по культурно-массовой работе, художественный руководитель красноярского Дворца труда и согласия. Заслуженный работник культуры Красноярского края. Замужем, двое детей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах