Александр Зубков – известный музыкант. Его воспитанники играют в популярных оркестрах страны. И собственные дети не менее известны. Да и себя он считает счастливым человеком, хотя испытаний судьба приготовила ему немало. В первые десять лет жизни и намёка не было на то, что он свяжет свою жизнь с музыкой.
Музыка в подвале
Родился Александр Васильевич за год до Великой Победы, в Омской области, в деревне Новая Московка. С отцом, военным, отношения не сложились, и уехали мать с сыном в Омск поближе к родне. Без особых проблем Саша окончил школу-семилетку. Мама работала воспитателем в ремесленном училище и по счастливой случайности узнала, что набирается группа в художественно-ремесленное училище, в Ригу. Рисовать Саша не умел, но для мальчишки, не избалованного судьбой, это был шанс выучиться, да ещё и, казалось, в далёкой и почти сказочной Риге. Мама приложила все усилия, и Сашу взяли. Сразу по приезде в Ригу всех учеников стали проверять на наличие слуха. Дошла очередь и до Александра. Спел. Вердикт – свободен! Но тут же незнакомый мужчина предложил желающим идти в духовой оркестр. «Пойду! – решил Саша. – Мне интересно!» Легко простучал ритм, спел, не особо напрягаясь, как смог – и вот он уже в оркестре Савкова.
Дирижёр Митрофан Никитич оказался человеком терпеливым, грамотным, профессионалом своего дела. Прежде не имеющий никакого отношения к музыке, Саша Зубков прошёл серьёзную музыкальную школу. До обеда уроки рисования, после, несколько раз в неделю – в подвал училища к любимым музыкантам. «Гимн Великому городу» Глиэра, «Венгерские танцы» Брамса – обширный и серьёзный репертуар позволял играть пару часов без перерыва. Оркестр часто получал первые места на различных конкурсах. Так и останется на всю жизнь в сердце безграничная благодарность первому музыкальному учителю. А пока же Саша вместе с музыкальной наукой постигал науку ремесленную. После трёх лет – четвёртый разряд столяра-краснодеревщика. Этот же столяр к выпуску неплохо играл на кларнете, а заодно и в джазовом оркестре городского Дома профтехобразования, научившись играть и на саксофоне. Вернувшись в Омск, музыкальный столяр-краснодеревщик уже мог полноценно играть и в оркестре.
С саксофоном к Гагарину
В Омске Александр пошёл в вечернюю школу. Собирался в армию, но сверхсрочник из оркестра обрисовал неплохую перспективу: идти раньше, отслужить воспитанником в армии, а потом прямиком в оркестр Омского танкового технического училища. Так всё и вышло: дослужил, доучился. Перспектива оставаться на сверхсрочную службу дальше не радовала. Но бесперспективное оказалось вполне многообещающим: заработная плата в разы больше, чем на «гражданке», гарантированный бесплатный проезд по Союзу, ещё и возможность подрабатывать. Решил, что останется И не зря.
Тогда выпала возможность сыграть в оркестре под руководством Карла Элиасберга. Именно он когда-то в осаждённом Ленинграде с единственным оркестром поддерживал музыкой блокадников, под его управлением состоялось историческое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. Смог увидеть воочию Александр Зубков и работу дирижёра, народного артиста СССР Арама Хачатуряна. После того периода созрело у Александра желание поступить в МГУ на философский факультет. Историю сдал хорошо, а вот английский подкачал. Начал готовиться к поступлению на следующий год. В творческой составляющей на Омской сцене тогда пошло обновление, пробующимся ребятам нужен был саксофонист. Александр согласился подыграть за компанию. В результате комиссия признала всех профнепригодными, кроме саксофониста и барабанщика, пришедшего тоже по случаю.
Так несостоявшийся философ стал состоявшимся участником популярного тогда коллектива «Омичи на эстраде». От Архангельска до Самарканда, от Санкт-Петербурга до Петропавловска-Камчатского – везде побывал коллектив. Довелось поиграть и в Кремлёвском дворце съездов, и в Останкино. Переезды, новые знакомства – всё было в радость. И как бонус, например, поездка после выступления в Москве в Звёздный городок. Кабинет Гагарина, часы Армстронга – когда и как ещё можно было всё это увидеть?
Наперекор «Голубым гитарам»
Ещё один бонус – удивительные встречи. В Майкопе на юбилее республики, куда приехали и омичи, выступали Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Евгений Моргунов. Днём на стадионе, вечером – на летней площадке. Подходят артисты и без всякого пафоса просят просто подыграть. Без проблем! «Журавли» Кобзона, «Не плачь, девчонка!» Лещенко и куплеты Моргунова – всё в ажуре! А вот «Голубые гитары» тогда разочаровали зрителей. Вышли на стадион, не удосужившись даже шнуры к гитарам подтянуть. Крики «Фанера!» из толпы тогда перекрыли ту самую фанеру. А для омичей это стало определённым стимулом совершенствоваться дальше.
Удалось тогда поработать и с начинающей карьеру Любовью Полищук. Молодая омичка пришла пробоваться в эстрадный коллектив. На вопрос: «Что умеешь делать?» – без стеснения спела. И приглянулась всем. Красивая, за словом в карман не лезла – взяли! Легко влилась в коллектив, работала и за конферансье, и за певицу. Опекали коллектив душевные наставники – Леонид Масляков и Тамара Птицына. Заслуженная артистка РФ постоянно сопровождала коллектив – не денег для, а роста ради. Роста молодых артистов и совершенствования программы. И как показатель стараний – полные залы!
Потом уже ради семьи придётся Александру расстаться с коллективом, но начнётся новая страница жизни. Преподавание в школе, новый брак. С пятилетним сыном Славой и женой приехал в далёкий сибирский строящийся городок Красноярск-45. Управление культуры, после – музыкальная школа. Здесь наш герой нашёл все возможности применить полученные ранее знания. И они быстро давали свои плоды. «Краткосрочные артиллерийские курсы?» – шутили коллеги. А Зубков, начав заниматься в январе, первого мая уже шёл с оркестром по городу. Так «дошагали» музыканты до Колонного зала Дома союзов в Москве и до Аничкова дворца в Санкт-Петербурге, представляя Красноярский край на Днях культуры. Ценными для учеников были не только знания, но и желание их преподавателя не контролировать, а дружески участвовать в процессе – и учебном, и воспитательном.
«Всё можно легко объяснить, – говорит Александр Васильевич. – В тех же книгах столько примеров!» Не зря, будучи мальчишкой, он бегал в библиотеку штамповать книги, примечая новинки. Классика, фантастика, романы – всё буквально глотал он тогда с интересом. И это расширило кругозор любознательного мальчишки. А позже позволило легко, на примерах, практически к каждой жизненной ситуации проводить параллели и находить ответы на вопросы.
Погасли не все светофоры
Музыкантами стали и двое из трёх детей Александра. Песни Славы Глюка (Вячеслава Зубкова) знают далеко за пределами Красноярского края. Самобытный слог, максимальная музыкальность и искреннее жизнелюбие подкупают слушателей его песен много лет. Правда, ушёл Слава рано: болезни, наслоившиеся одна на другую, не поддались ни лечению, ни доброму настрою. И эту потерю Александру Васильевичу пришлось пережить.
Серьёзным музыкантом стала и дочь Оля Зубкова. Её в музыкальных кругах страны знают как отличную гитаристку, саксофонистку и вокалистку. Открытая, искренняя и невероятно музыкальная Ольга крепко стоит на этой земле, потому что чувствует поддержку родителя – отца и музыканта, с которым ежедневно есть о чём поговорить.
А Александра Васильевича греют воспоминания о том, как здорово собирались они на кухне с детьми, как на три голоса пели народные, эстрадные и Славкины песни. Тепло улыбнувшись воспоминаниям, идёт Александр Васильевич на любимую работу. Благодаря ей, кстати, у него есть и свои изобретения. Например, сурдина – насадка, изменяющая звук на медных духовых, отводящая звук в сторону. Эту сурдину оценили по достоинству на московской «Фабрике мысли. Идеи для России». Но самое главное, что пользуются этим изобретением воспитанники Александра Зубкова. И музыка, исполняемая оркестром музыканта и его выпускниками, уже много лет звучит на городских праздниках, на праздниках в краевом центре и на концертах страны.