Яков Рассин и Екатерина Иофель. С их именами связано становление и расцвет Красноярского института искусств им. Хворостовского. Известный советский композитор бок о бок работал с такими мэтрами, как Леонид Утёсов, Исаак Дунаевский, Клавдия Шульженко. Последняя, кстати, не раз исполняла произведения музыканта.
Подарок современникам
Сегодня работы Якова Михайловича – настоящий кладезь для студентов и ценителей его творчества. Так, разбирая семейные рукописи, красноярка Людмила Вахменина, родная племянница Рассина и Иофель, даже не предполагала, какое сокровище скрыто среди записей и старых фотографий.
«Около 250 произведений написано рукой Якова Михайловича. Каждое достойно быть опубликованным, музыканты меня поймут. Одна беда – я по образованию филолог, всю жизнь проработала в журналистике и не имела представления, как правильно оформлять музыкальные тексты. Стала искать союзников в этом нелёгком деле и нашла.
Так, благодаря помощи профессора кафедры фортепиано Краснодарского государственного института культуры, заслуженной артистки РФ Татьяны Сорокиной, и члена Союза композиторов России Сергея Аникиенко на свет появились 5 изданий. Решили делать их в виде нотных тетрадей, которые легко можно разместить на пюпитр. Каждая тетрадь уникальна», – говорит Людмила Михайловна.Пять тетрадей – пять историй
Каждая из пяти нотных тетрадей – это своего рода цикл из жизни великого музыканта. В первом сборнике под названием «Память сердца» собраны воспоминания из жизни Якова Михайловича и Екатерины Константиновны. Супруги прожили долгую счастливую жизнь – за 45 лет брака совместно ими было создано немало произведений. Многие из них вошли в сборник.
«Яков Михайлович имел хороший поэтический вкус, поэтому циклы «Ты запой мне ту песню» и «Ты рядом» посвящены произведениям известных поэтов. В нём музыкальные произведения на стихи Есенина, Гамзатова, Самойлова и Тушновой. Сегодня особенно актуален четвёртый сборник «Нет равных, Родина, тебе». Из названия понятно, что все произведения в нём патриотической направленности.
Отдельно хочу выделить произведение на стихи первого советского наркома Анатолия Луначарского «Колыбельная». Стихотворение было посвящено сыну государственного деятеля, который с первых дней ушёл на фронт. Очень глубокое произведение. Завершает серию пятый сборник, в нём собраны детские песни, много обработок и вокализов – стиль джазового пения», – говорит Людмила Вахменина.
Эхо войны
Якова Рассина вспоминают и его ученики. Так, солистка Красноярского театра оперы и балета им. Хворостовского Анна Киселёва до сих пор хранит подарок от своего наставника.
«Старенький метроном, подаренный им, храню как зеницу ока. Он был человеком добрым, интеллигентным, но требовательным и взыскательным. Всегда учил тщательно работать над произведениями, обращал внимание на точность выучки нотного текста. Требовал кропотливой работы над словом, глубокого психологического и эмоционального постижения произведений», – вспоминает артистка.
О требовательности композитора к точности рассказывает и его племянница.
«Такая черта характера – результат непростой жизни. Он ведь блокаду Ленинграда застал. Она осталась в памяти на века. Вспоминал, как еды не хватало, как его друг крысу с голоду съел. Помню, в детстве капризничала, что есть не хочу, невкусно. А он говорил: «Как же невкусно, это же еда». У него правило было: пока всё не съешь, из-за стола не выйдешь. Совсем другое миропонимание было. Произведения о войне – особая веха в его творчестве».
Без исполнителя песня сирота
Яков Рассин жил в эпоху великих песенников Александры Пахмутовой, Матвея Блантера, Оскара Фельцмана. Но сумел не затеряться среди этих зубров отечественной песни, а найти свою собственную струну.
«Всегда говорил, что песня без артиста сирота. Даже самое талантливое произведение может затеряться. Жизнь ему даёт именно вокалист. Поэтому, наверное, так много его композиций исполнила великая Шульженко. А ещё Яков Михайлович подмечал, что песня – это благодарность. Он всегда восхищался Красноярском, нашей природой, простором, говорил, что отблагодарить за всё это можно только песней», – вспоминает Людмила Михайловна.
До последних дней музыкант принимал активное участие в занятиях супруги со студентами, был своего рода экспертом, когда речь шла о выразительности слова, о художественном образе произведений. Екатерина Константиновна и Яков Михайлович всю жизнь вдохновлялись музыкой и служили ей до конца. Их творчество будет жить и дальше, пока жива память о них.