Первый шофёр Кызыла
В начале 30-х годов Мунзук едет в Москву поступать в Училище имени Гнесиных. Но с подачей документов опоздал: путь до столицы растянулся на полмесяца. Зато там же встретил компанию монголов - почти земляки! Разговорились, выяснилось, что они едут поступать в Свердловское танковое училище. Недолго думая, Мунзук едет с ними - и поступает. Выучившись на танкиста, он вернулся домой и был немало удивлён, когда не обнаружил в молодой республике ни одного танка! Тогдашний глава правительства республики Сат Чурмит-Дажы пригласил танкиста к себе шофёром. В Республике Тыва было всего несколько легковых автомобилей, и Мунзук с даргой - шефом по-тувински, а иногда и без него, очень красиво ездил по тувинской столице. Однако знакомство с большим человеком в будущем принесло Мунзуку немало проблем. Чурмит-Дажы в 1938 году был репрессирован и расстрелян. А Мунзука после вхождения Тывы в состав СССР за то, что работал с врагом народа, не приняли в партию.
Регистрация - неженское дело
В 1935 году Максим Монгужукович влюбился в первую тувинскую красавицу Кара-кыс Оюн. Ей тогда было 16 лет.
Брак был заключён оригинально: Мунзук запер любимую в квартире, взял свой и её паспорта, сбегал в сельсовет и узаконил их отношения в одностороннем порядке. За Кара-кыс пытались ухаживать многие - партийные и ревсомольские работники, офицеры тувинского кавалерийского эскадрона, интеллигенция молодой республики. Мунзук же очень строго охранял свою супругу. В 30-х годах была популярная частушка, которая в вольном переводе звучит так: «Быстрей бы ушёл этот старик Мунзук, женился бы я на Кара». Но в итоге Мунзук пережил всех, кто любил напевать эту частушку. Вместе они прожили 60 лет, вырастили и воспитали пятерых детей.
Сила искусства
Максим Мунзук был одним из основателей национального тувинского театра. Он лично сидел в приёмной комиссии, когда набирали молодых актёров. Кара-кыс была первой абитуриенткой театральной студии. Она покорила жюри своим чудесным голосом.
Сам Мунзук также выходил на сцену, исполняя разные по характеру роли. А однажды за правдивое перевоплощение был даже ранен. Мунзук играл коварного врага, который ночью с ножом лезет убивать народного героя Самбыжака. Играл он так правдоподобно, что один из разволновавшихся зрителей метнул в него гвоздь. В кинематографе Мунзук впервые предстал в небольшой роли Делгера в фильме «Люди голубых рек» в 1960 году. Тогда бытовало предвзятое отношение к тувинским актёрам, и на большие роли их не брали. Такое отношение существовало до середины 70-х годов, пока Мунзук не сыграл Дерсу Узала. Именно после этого тувинцы стали востребованными на экране.
На съёмках фильма «Дерсу Узала» гениальный Акира Куросава спросил неугомонного Мунзука: «Скажите, Мунзук-сан, вам 60 лет есть?» Ответ был: «Нет-нет, пока нет». А Мунзуку было тогда уже далеко за 60.
Первоначально он был недоволен гримом Мунзука, чего-то не хватало в кадре…Он спросил: «Мунзук-сан, у вас борода растёт?» Тот: «Конечно, конечно».
Куросава: «Сколько времени надо, чтобы она выросла?». Ответ: «Недели две, наверное». «Хорошо», - сказал режиссер. Остановили съёмки с участием Дерсу. Ждали, пока вырастет борода у Мунзука… почти полгода. Фильм получился шедевром, завоевал «Оскара». А Максим Монгужукович после окончания съёмок бороду не брил несколько месяцев, привык к ней…
Кстати
«Дерсу Узала» - первый фильм знаменитого Акиры Куросавы не на японском языке и в то же время единственный, снятый им на широкоформатной киноплёнке. Сюжет фильма основан на одноимённом романе учёного и писателя, известного путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева - о его путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе с таёжным охотником Дерсу Узала. После экспедиции Арсеньев пригласил полуслепого Дерсу пожить в его доме в Хабаровске. Дерсу очень любил своего «капитана», но жизнью в городе тяготился. Ему, вольному сыну лесов, было душно в четырёх стенах.
Солнце, вода и ветер для него - люди. Следы на снегу он различает лучше, чем буквы на бумаге. Тигр для него - посланник тайги, и отношения с ним он строит гораздо более тщательно, чем с солдатами, которые его окружают. Все мелочи, в которых так погрязла наша цивилизация, его не волнуют. Зато уходя с таёжной стоянки, он оставляет там под навесом сухие дрова, спички, соль и рис - для тех, кто может случайно набрести сюда.