Примерное время чтения: 6 минут
348

Красноярский режиссер: «Театр – как чистилище»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ на Енисее 08/11/2012
Фото из архива Музыкального театра

Вместе с заслуженным артистом России Юрием Цехановским, режиссёром Красноярского музыкального театра и лидером театрального объединения  «АртЦех», артисты готовят ноябрьскую премьеру - спектакль «Тестостерон». Приправленный солёным брутальным юмором, он вволю даёт разыграться семерым мужским харизмам.

Химию выводим за скобки
Krsk.aif.ru- Юрий Михайлович, вы сами как думаете, любовь - это всё-таки волшебство или тестостерон?
Юрий Цехановский- Как человек прагматичный, я понимаю: что-то в нас происходит на уровне электронов. Берёшь человека за руку и чувствуешь от него тепло. Оно поглощается рецепторами организма, те передают ощущения в головной мозг. Всё разложишь и думаешь:

неужели это и есть душевное тепло? Нет же! Почему берёшь другого, а тепла уже не чувствуешь? Значит, всё-таки есть нечто, выходящее за рамки законов естест-вознания. Хочется верить, что любовь - результат взаимоотношений чувств. Есть что-то божеское в этом, неподвластное нашему

разумению. Формулы любви, между прочим, не существует, хоть её и пытаются найти.
Krsk.aif.ru - Идеальные отношения между мужчиной и женщиной возможны?
Ю.Ц.:- Их, конечно, не бывает. Не секрет, что когда мы завоёвываем чьё-то сердце, очень стараемся. Читаем, нарядно одеваемся, мыс-лим, чувствуем… Одержим победу - останавливаемся. Тот, кто вас добивался, помнит первоначальный образ. А тут обнаруживается преснятина. Девушка уже не следит за собой, как раньше, парень - тоже. Фантазия, как и эмоциональная память, тускнеет. Надо освежать. Любовь - это движение, повышенная температура тела.
Krsk.aif.ru - Вы ведь сначала электрофизический факультет окончили, а что в театр вас привело?
Ю.Ц.:- Первое высшее образование я, в самом деле, получил в Челябинском политехническом институте. Но мне ещё в школе говорили, что клоуном буду. На последних курсах института посещал драматические кружки. Так что решение поступать в театральное училище было органичным.
Krsk.aif.ru - А физик с лириком спорят?
Ю.Ц.:- Наоборот, дополняют друг друга. Я просчитываю. Иногда ловлю себя, что многовато лирики. Вчера играли камерный спектакль «Казанова. Последняя любовь» по пьесе Марины Цветаевой. В моей роли семидесятилетнего Казановы на закате дней можно нюни распустить… Я свёл к сарказму. Понятие «жить на сцене» - не моё. Для меня театр всегда - только игра.
Мешайте карты!
Krsk.aif.ru - Как сохранить особенность собственного стиля, чтобы каждая постановка не была похожей на предыдущую?
Ю.Ц.:- Кто-то из педагогов мне сказал: «Юра, чаще мешайте карты». Жизнь творческая коротка, и я хочу многое успеть. Наверное, когда-нибудь устану искать. Тогда и перестану быть режиссёром.
Krsk.aif.ru - У каждого режиссёра есть свой мастер, на которого он ориентировался в своём творчестве. Есть такой педагог у вас?
Ю.Ц.:- Одно время было модно говорить: «Я - выпускник школы Георгия Товстоногова». В один момент их стало больше, чем детей лейтенанта Шмидта. Режиссура - профессия интуитивная, ей можно только научиться. Я признателен одному из педагогов, Льву Белову, за то, что он научил нас любить поэзию. У него была шикарная библиотека, в том

числе Цветаева и Пастернак, которые в то время практически не издавались, мы проводили поэтические вечера. Вчера, после «Казановы» - а ведь это пьеса в стихах - молодой парень сказал: «Сейчас так не говорят». Плохо. Язык любви должен быть особенным. А не это: «Прикинь!», «Замутим?».
Krsk.aif.ru - А какие спектакли нужнее зрителям?
Ю.Ц.:- Красноярск не Москва, и по зрительским предпочтениям это заметно. Хорошо, что есть у нас фестивали современной драматургии «Д.Н.К» и «Вешалка». Но, увы, в целом вкусы зрителей ограничиваются расхожими комедиями. Аудиторию по-прежнему воспитывает телевидение, люди смотрят, в основном, сериалы для домохозяек и второсортные детективы. Хотя, к счастью, в Красноярске ставят и Чехова, и Шекспира. Радует, что в краевой драме репетируют Горького. Но ещё многие зрители приходят в театр не для того чтобы принять участие в диалоге с артистами, режиссёром, что-то переосмыслить, а чтобы развлечься. Я же убеждён, что спектакли нужны как для развлечений, так и для потрясений.
Krsk.aif.ru - Вы как-то обмолвились, что придут времена, когда шубы людям станут менее интересны, чем театр. Правда, так думаете?
Ю.Ц.:- Да, мне хочется, чтобы театр стал законодателем моды в чувствах, мировоззрении. Это сильный, классный, энергетически заряженный социальный институт с мощными рычагами управления. Заходя в зал, мы шубы вешаем, какими бы дорогими они ни были. Раздеваемся, и все становимся примерно одинаковыми. Театр - как Чистилище. Прежде чем войти, надо всё наносное с себя снять.
Для миллионного города один драматический театр - маловато. Уверен, полные залы театра Пушкина - показатель не только качества спектаклей, но и нехватки других площадок.
Krsk.aif.ru - Вы работали и бывали в разных российских городах. У Красноярска есть своё лицо?
Ю.Ц.:- Наверное, да. Хотя все города, когда разрешили на первых этажах жилых домов делать офисы и магазины, стали похожи. Вывески, вывески, вывески… Если честно, меня больше интересует театр, чем место, где живу. Я занимался бы тем, чем занимаюсь, в любом городе, хоть в Крыжополе, хоть в Париже.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах