Фестиваль «Красноярск поёт Высоцкого» проходит в городе на берегах Енисея с 2005 года. Впервые на него приехал Никита Высоцкий – сын Владимира Семёновича, известный актёр театра и кино, директор культурного центра-музея «Дом Высоцкого на Таганке».
Накануне фестиваля на пресс-конференции в красноярском Доме журналиста московский гость поделился интересными подробностями о съёмках фильма «Спасибо, что живой», рассказал о своём отношении к современным интерпретациям песен Высоцкого, выразил желание побывать на Мане, где проходили съёмки фильма «Хозяин тайги», и поблагодарил красноярцев за сохранение памяти об отце.
«По горизонтали всё нормально»
Мария Панфилова: Красноярцы уже давно обсуждают идею установки памятника Владимиру Высоцкому на берегу Енисея. Как относитесь к этому? И каким должен быть этот монумент?
Никита Высоцкий: Я директор музея Высоцкого в Москве, и лет пять назад мы сделали подборку фотографий памятных знаков, мемориальных досок, памятников Высоцкому. На тот момент в мире памятников со скульптурным изображением Высоцкого набралось более 50: в Черногории, Болгарии, Украине и России. В Магадане, к примеру, местный житель по своему желанию поставил памятник: Высоцкий смотрит на бухту.
Считаю, если у людей есть желание установить памятник, когда это искренне, по-настоящему, то можно делать, но решение принимать людям, которые здесь живут. Я за то, чтобы памятник поставили, и такой, какой захотят сами красноярцы. Замечательно, что в Сибири собираются люди, которые любят Высоцкого.
Накануне дня рождения Высоцкого (25 января) многие возмущались, что на центральных каналах мало передач о нём. Но я знаю, что по всей России отца продолжают любить, и эта любовь деятельная. Она не мемориальная: возложить цветы, – люди что-то хотят сделать. Фестиваль «Красноярск поёт Высоцкого» тому пример. Несмотря на то что наверху кто-то что-то забыл, по горизонтали всё нормально: память живёт, Высоцкий нужен. И я за это благодарен и Красноярску, и фестивалю.
Роль топора и баскетбольная команда
– Моё поколение выросло на песнях Высоцкого. Мы слушали их в записях на катушечных магнитофонах, а если удавалось раздобыть пластинку – виниловый диск, радости не было предела. А уж купить сборник стихов Высоцкого – это вообще из области фантастики. В моём личном архиве до сих пор хранится перепечатанный на машинке сборник «Нерв». И, конечно же, большое впечатление произвёл фильм о Высоцком «Спасибо, что живой». Вы автор сценария и сопродюсер этого фильма. Говорят, что вам предлагали сыграть роль отца. Почему отказались?
– Когда мы опробовали с десяток артистов первой линии, в том числе Безрукова, поняли, что у нас нет героя. И это была катастрофа: если бы Безруков играл без грима, а к нему обращались «Володя» или «Высоцкий», при этом он пел бы песни голосом Высоцкого, то выходил бы пародийный, но не смешной эффект. А группа уже собрана, несём убытки. И тогда возникла идея: пусть Никита Высоцкий играет роль главного героя – он же артист! Кто осудит сына, похож или не похож? В итоге я сыграл роль топора, как в сказке «Каша из топора». До сих пор все спрашивают: «Почему у вас там баскетбольная команда? Все актеры высокие, как на подбор». Дело в том, что я на 20 см выше отца: у меня рост – 190 см, у него – 172 см. И актёров по росту подбирали под меня.
На мне рискнули попробовать пластический грим, но я в гриме оказался больше похож на Депардье! В итоге вернулись к Безрукову. И правильно: не надо было мне эту роль играть. А то, что в фильме «Спасибо, что живой» звучит мой голос вместо голоса Безрукова, так это просто потому, что мой тембр оказалось обрабатывать проще, чем тембр Серёги.
Главные песни
– Владимир Высоцкий снимался в Красноярском крае в фильме «Хозяин тайги». Натурные съёмки фильма проходили летом 1968 года в селе Выезжий Лог Манского района и на реке Мана. Приходилось ли вам бывать в этих местах? И как оцениваете роль отца в этом фильме?
– Он мой отец, мне нравятся все его роли, особенно Брусенцов в фильме «Служили два товарища», Воронов в «Интервенции», Дон Гуан в «Маленьких трагедиях» и Жеглов в «Место встречи изменить нельзя». Владимир Высоцкий был не самым снимаемым советским артистом, у него набралось всего 36 ролей с эпизодами – не так много. И в фильме «Хозяин тайги», может, и не лучшая его роль, но здесь, на красноярской земле, отец написал две главные свои песни: «Банька по-белому» и «Охота на волков». Я никак не могу доехать до этих мест, хотя не раз бывал в Красноярске и торжественно давал клятву, что приеду. Но жизнь не закончилась, и я постараюсь это сделать. Такой красивой природы, как здесь, нигде не увидишь. Я сам в этом убедился, когда летел на вертолёте над тайгой. У нас невероятно красивая страна!
Наследие отца
– Высоцкий ушёл из жизни совсем молодым, не успев осуществить многие творческие замыслы. Есть ли у вас планы продолжить некоторые из его проектов?
– Остался сценарий фильма «Венские каникулы», который отец написал вместе с Эдуардом Володарским. Жерар Депардье и Даниэль Ольбрыхский были готовы принять участие в съёмках, но до сих пор этого не было сделано. Может, не пришло время… Отец мечтал сделать в театре на Таганке свой поэтический спектакль, и эта идея была реализована после его смерти Юрием Петровичем Любимовым.
Есть вещи, которые я бы хотел сделать – из того, что не успел отец. Например, к «Бегству мистера Мак-Кинли» он написал девять песен, а предлагал одиннадцать. В фильме прозвучало полторы песни! Хочется каким-то образом дать вторую жизнь этим песням, объединённым темой капитализма. Чего стоит «Баллада об оружии» – уникальная песня Высоцкого! У меня были мысли на эту тему, окончательно ещё не решил, что делать с этим.
– В последнее время появляются современные версии песен Высоцкого. Как относитесь к тому, когда поют «под Высоцкого» или пытаются внести что-то своё?
– Как директор музея Высоцкого я занимаюсь вопросами авторских прав от имени наследников. Наследников осталось трое: Марина Влади, я и мой брат Аркадий Высоцкий. Почти никогда не отказываю исполнителям песен из-за остроты решения, непохожести на Высоцкого. Отказываю, если поломан текст и если пытаются исполнять песни отца под другую музыку. Главное, чтобы пели хорошо, живо и от себя! Потому что самое страшное на сцене – это равнодушие и нарциссизм, тогда получается мёртво. Высоцкого можно петь только искренне! Только от себя, если ты это любишь. Песни живут, пока их хочется петь. Спасибо красноярскому фестивалю и всем, кто этим занимается: надо держать в информационном поле всё, что мы любим! И это хорошо, когда Высоцкий звучит сегодня!