Фестиваль «Красноярск поёт Высоцкого» проходит в городе на берегах Енисея с 2005 года. Впервые на него приехал Никита Высоцкий – сын Владимира Семёновича, известный актёр театра и кино, директор культурного центра-музея «Дом Высоцкого на Таганке».
Накануне фестиваля на пресс-конференции в красноярском Доме журналиста московский гость поделился интересными подробностями о съёмках фильма «Спасибо, что живой», рассказал о своём отношении к современным интерпретациям песен Высоцкого, выразил желание побывать на Мане, где проходили съёмки фильма «Хозяин тайги», и поблагодарил красноярцев за сохранение памяти об отце.
«По горизонтали всё нормально»
Мария Панфилова: Красноярцы уже давно обсуждают идею установки памятника Владимиру Высоцкому на берегу Енисея. Как относитесь к этому? И каким должен быть этот монумент?
Никита Высоцкий: Я директор музея Высоцкого в Москве, и лет пять назад мы сделали подборку фотографий памятных знаков, мемориальных досок, памятников Высоцкому. На тот момент в мире памятников со скульптурным изображением Высоцкого набралось более 50: в Черногории, Болгарии, Украине и России. В Магадане, к примеру, местный житель по своему желанию поставил памятник: Высоцкий смотрит на бухту.

Считаю, если у людей есть желание установить памятник, когда это искренне, по-настоящему, то можно делать, но решение принимать людям, которые здесь живут. Я за то, чтобы памятник поставили, и такой, какой захотят сами красноярцы. Замечательно, что в Сибири собираются люди, которые любят Высоцкого.
Накануне дня рождения Высоцкого (25 января) многие возмущались, что на центральных каналах мало передач о нём. Но я знаю, что по всей России отца продолжают любить, и эта любовь деятельная. Она не мемориальная: возложить цветы, – люди что-то хотят сделать. Фестиваль «Красноярск поёт Высоцкого» тому пример. Несмотря на то что наверху кто-то что-то забыл, по горизонтали всё нормально: память живёт, Высоцкий нужен. И я за это благодарен и Красноярску, и фестивалю.
Роль топора и баскетбольная команда
– Моё поколение выросло на песнях Высоцкого. Мы слушали их в записях на катушечных магнитофонах, а если удавалось раздобыть пластинку – виниловый диск, радости не было предела. А уж купить сборник стихов Высоцкого – это вообще из области фантастики. В моём личном архиве до сих пор хранится перепечатанный на машинке сборник «Нерв». И, конечно же, большое впечатление произвёл фильм о Высоцком «Спасибо, что живой». Вы автор сценария и сопродюсер этого фильма. Говорят, что вам предлагали сыграть роль отца. Почему отказались?
– Когда мы опробовали с десяток артистов первой линии, в том числе Безрукова, поняли, что у нас нет героя. И это была катастрофа: если бы Безруков играл без грима, а к нему обращались «Володя» или «Высоцкий», при этом он пел бы песни голосом Высоцкого, то выходил бы пародийный, но не смешной эффект. А группа уже собрана, несём убытки. И тогда возникла идея: пусть Никита Высоцкий играет роль главного героя – он же артист! Кто осудит сына, похож или не похож? В итоге я сыграл роль топора, как в сказке «Каша из топора». До сих пор все спрашивают: «Почему у вас там баскетбольная команда? Все актеры высокие, как на подбор». Дело в том, что я на 20 см выше отца: у меня рост – 190 см, у него – 172 см. И актёров по росту подбирали под меня.
На мне рискнули попробовать пластический грим, но я в гриме оказался больше похож на Депардье! В итоге вернулись к Безрукову. И правильно: не надо было мне эту роль играть. А то, что в фильме «Спасибо, что живой» звучит мой голос вместо голоса Безрукова, так это просто потому, что мой тембр оказалось обрабатывать проще, чем тембр Серёги.
Главные песни
– Владимир Высоцкий снимался в Красноярском крае в фильме «Хозяин тайги». Натурные съёмки фильма проходили летом 1968 года в селе Выезжий Лог Манского района и на реке Мана. Приходилось ли вам бывать в этих местах? И как оцениваете роль отца в этом фильме?
– Он мой отец, мне нравятся все его роли, особенно Брусенцов в фильме «Служили два товарища», Воронов в «Интервенции», Дон Гуан в «Маленьких трагедиях» и Жеглов в «Место встречи изменить нельзя». Владимир Высоцкий был не самым снимаемым советским артистом, у него набралось всего 36 ролей с эпизодами – не так много. И в фильме «Хозяин тайги», может, и не лучшая его роль, но здесь, на красноярской земле, отец написал две главные свои песни: «Банька по-белому» и «Охота на волков». Я никак не могу доехать до этих мест, хотя не раз бывал в Красноярске и торжественно давал клятву, что приеду. Но жизнь не закончилась, и я постараюсь это сделать. Такой красивой природы, как здесь, нигде не увидишь. Я сам в этом убедился, когда летел на вертолёте над тайгой. У нас невероятно красивая страна!
Наследие отца
– Высоцкий ушёл из жизни совсем молодым, не успев осуществить многие творческие замыслы. Есть ли у вас планы продолжить некоторые из его проектов?
– Остался сценарий фильма «Венские каникулы», который отец написал вместе с Эдуардом Володарским. Жерар Депардье и Даниэль Ольбрыхский были готовы принять участие в съёмках, но до сих пор этого не было сделано. Может, не пришло время… Отец мечтал сделать в театре на Таганке свой поэтический спектакль, и эта идея была реализована после его смерти Юрием Петровичем Любимовым.
Есть вещи, которые я бы хотел сделать – из того, что не успел отец. Например, к «Бегству мистера Мак-Кинли» он написал девять песен, а предлагал одиннадцать. В фильме прозвучало полторы песни! Хочется каким-то образом дать вторую жизнь этим песням, объединённым темой капитализма. Чего стоит «Баллада об оружии» – уникальная песня Высоцкого! У меня были мысли на эту тему, окончательно ещё не решил, что делать с этим.
– В последнее время появляются современные версии песен Высоцкого. Как относитесь к тому, когда поют «под Высоцкого» или пытаются внести что-то своё?
– Как директор музея Высоцкого я занимаюсь вопросами авторских прав от имени наследников. Наследников осталось трое: Марина Влади, я и мой брат Аркадий Высоцкий. Почти никогда не отказываю исполнителям песен из-за остроты решения, непохожести на Высоцкого. Отказываю, если поломан текст и если пытаются исполнять песни отца под другую музыку. Главное, чтобы пели хорошо, живо и от себя! Потому что самое страшное на сцене – это равнодушие и нарциссизм, тогда получается мёртво. Высоцкого можно петь только искренне! Только от себя, если ты это любишь. Песни живут, пока их хочется петь. Спасибо красноярскому фестивалю и всем, кто этим занимается: надо держать в информационном поле всё, что мы любим! И это хорошо, когда Высоцкий звучит сегодня!
«Я – осёл, нагруженный знаниями». Сибирячка об уникальных увлечениях
Как по нотам... Быть счастливой легко, уверена пианистка Татьяна Дружинина
СССР развалили песни Высоцкого? Пять причин распада «красной империи»
Александр Усс вручил гитару барду, которого называют красноярским Высоцким