В этом году Красноярскому детскому хору исполнилось 50 лет. История коллектива тесно переплетена с историей Красноярска. За полвека через хор прошли тысячи детей. Его выпускники сегодня работают на различных предприятиях города и страны, в больницах, школах. На юбилейном концерте в апреле этого года в сводном хоре пели в том числе его первые воспитанники.
Как удаётся прививать любовь к этому виду искусства? Какими качествами должен обладать настоящий хорист и действительно ли научить петь можно каждого ребёнка, рассказала бессменный руководитель хора Людмила Стебенькова.
«У нас запоёт каждый»
Светлана Хустик: Людмила Гельмутовна, с чего началась ваша история?
Людмила Стебенькова: Красноярский детский хор начал работу осенью 1971 года во Дворце пионеров. С этого времени мы и ведём свою историю. В прошлом году пандемия не дала нам возможности отметить 50-летие. Поэтому все юбилейные мероприятия были перенесены на весну этого года.
– Сложно увлечь детей хором? Наверняка многие мечтают стать эстрадными звёздами.
– Я этим занимаюсь вот уже 50 лет. Увлекаю, придумываю, учу не только петь, но и жить. У меня нет задачи из каждого вырастить профессионала. Да, кто-то продолжает музыкальную карьеру. Но таких единицы. Для остальных хор – тропинка в жизнь. Допустим, пришла скромная девочка, а здесь раскрепостилась, вышла в лидеры – хор обязывает. И неважно, какой путь она выберет. Смелость, открытость, уверенность в себе ей везде пригодятся. Кстати, среди наших воспитанников очень много врачей. Также есть инженеры, учителя.
– Вы правда берёте всех? А как же талант?
– Наше кредо – «Каждый ребёнок талантлив». Дело педагога – этот талант найти и помочь ему раскрыться. У нас в мозгу есть место, откуда мы слышим, и место, откуда подаётся команда петь. У одних эти места находятся очень близко, даже в одной точке. У других – далеко. На занятиях мы протаптываем дорожку, чтобы эти точки соединились. У нас каждый запоёт. Но результат зависит от дисциплины, в том числе родительской. У нас каждый строит свою личную карьеру. Я никогда не выделяю: у тебя великолепный слух, ты лучший. Нет, они знают, что петь могут все, и отношение ко всем равное. Порой с теми, у кого хороший голос от природы, но кто не занимается, сложнее работать, так как они выбиваются из общего контекста хора.
– А если категорически не хочет заниматься, стоит ли настаивать?
– В определённой мере настойчивость нужна, но скорее нужна регулярность. Музыка – неотъемлемая часть воспитания. Не зря же в России это очень ценилось, как в высших слоях, так и в деревнях, где все дети пели в церковном хоре. Многие родители заблуждаются, когда говорят: у нас английский, нам некогда. Можно не знать другого языка, главное, чтобы вы блестяще знали свой, родную историю и литературу. Да, изучение языков развивает мозг. Но вот вы выучили язык, приехали за границу, и что? Там же все на этом языке говорят, и гораздо лучше.
– Отличаются ли дети, которые приходили к вам 20–30 лет назад, от тех, что приходят сейчас?
– Современных детей сильно разбалансирует телефон. Они не стараются ничего запомнить: можно же нажать кнопочку и получить ответ. Раньше, когда я приводила в пример цитаты, какой-либо образ из литературы, кинематографии, я видела, что меня понимают, знают, откуда это. Сегодня дети не знают многого из истории, из классики. Я им всегда говорю: вы поёте такую великую литературу. Пишете, допустим, сочинение в школе – вы же любой эпиграф можете взять из того, что пели. Хор даже не столько музыкальное образование, сколько воспитание. Я расцениваю его как творческий коллектив единомышленников.
Объехали полмира
– История хора – это огромное количество гастролей. Эти 50 лет вы представляли Красноярск, Сибирь, Россию за рубежом. С чего это началось, как о вас узнали и стали приглашать?
– В 1989 году мы впервые поехали в Америку по обмену. После многие просили пластинку с записью наших песен. А у нас её не было. Тогда я нашла спонсоров, и фирма «Мелодия» записала программу с нашим симфоническим оркестром. Копию этой записи я отвезла в Москву в музыкальное общество. Вскоре почётный гражданин Канады с российскими корнями, Джордж Цукерман, у него своё концертное агентство, задумал привезти из России детский хор. И именно из глубинки: он считал, что страна сильна окраинами. Приехал в Москву, пришёл в музыкальное общество и выбрал кассету с записью нашего хора. Вскоре он уже был у нас в гостях. Это был 1991 год. А в 1993 году мы поехали в Канаду на первые гастроли. В следующую поездку мы пели и в Америке, и в Канаде. А в 1996-м – целиком в Америке. В 2001 году в Ванкувере состоялся фестиваль «Мир детских хоров – 2001», посвящённый миллениуму. Из России на него пригласили именно нас, так как мы были уже хорошо известны в Канаде. Кроме того, мы выступали на сценах Италии, Испании, Германии, Греции, Великобритании, Норвегии. Можно сказать, полмира объехали.
Однажды на гастролях в Америке наш хор – 16 девочек, пел Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, одна девочка пела арию Снегурочки, такую серьёзную музыку. Это было что-то невероятное, уровень высочайший. Нас слушали студенты университета штата Массачусетс. И после концерта они стали снимать с себя толстовки и надевать их на наших девчонок. Им так понравилось, что захотелось что-нибудь нам подарить. Так часто бывает, когда переполняют эмоции: хочется либо получить частичку чего-то, связанного с любимым исполнителем, либо отдать. Потом повели нас в студенческое кафе, угощали. Кстати, мы там и из «Битлз» спели несколько произведений.
– Как удаётся искать спонсоров?
– Это очень сложно, и всегда так было. Я прихожу лично, рассказываю, кто мы такие, что мы делаем, объясняю, что нам нужно. Для меня это адский труд и очень тяжёлая работа. Случалось, что и по кругу ходили мои письма. А бывало, вдруг неожиданно находились спонсоры, давали деньги, мы тут же брали билеты и ехали. Зачастую так: я бросаюсь в бой, а там посмотрим. Но все наши успехи всегда поддерживались на уровне города и края. И мы благодарны за это. Даже в Америку первый раз нас крайком партии отправил.
«Хор – моя любовь»
– Как вам удаётся 50 лет заниматься одним делом, не устать, не выгореть?
– Хор – это моя любовь, дело жизни, без которого я себя не представляю. В разное время в хоре одновременно пели от 100 до 120 человек. Это же надо, чтобы столько людей в тебя верили! Ни разу в жизни мне ничего не далось легко, всё делается на большом усилии. Видимо, то, что тяжело достаётся, потом жалко бросить.
– А желание было?
– Несколько раз. Помню, однажды весной, когда дети начинают плохо посещать, я подумала: всё, пора заканчивать, не могу уже собирать их без конца, пойду в училище преподавателем. А у меня тогда пела одна девочка, сейчас она Людмила Петровна Богданова, заведующая отделением кардиологии в госпитале. И вот она приходит на занятие и говорит: «Я сегодня встала утром и не могу понять: почему мне так хорошо, что случилось? Потом вспомнила: я же на хор иду». Это стало переломным моментом. Раз есть дети, которые без ума от хора, как я могу их бросить? Хотя у меня самой был очень красивый голос с большим диапазоном, мне прочили будущее хорошей певицы. Но сейчас голоса уже нет. Много приходится петь и говорить одновременно. А этого делать нельзя. Свой голос я отдала хору.
– Хор – ваше семейное дело?
– Можно сказать и так. Мой муж, Владимир Потапов, профессор института искусств им. Хворостовского, работает у нас концертмейстером. Дочь, Лариса Стебенькова, выросла в хоре. У неё две специальности: музыкальная и иностранные языки. Она преподаватель СФУ, а в хоре переводчик, менеджер по всем зарубежным связям и ведущая концертов. Три моих внука тоже в хоре.
– Как вы видите будущее коллектива?
– На днях у нас состоялся перевод младших детей в старший, концертный хор. Вот это и есть наше будущее. Планируем организовывать туры по России и краю, выступать на международных конкурсах и фестивалях, просвещать и воспитывать своих людей, показывать им образцы мировой культуры.
В девяностые годы в какой-то момент мы вдруг стали не форматом. «Пионерские зорьки», детские редакции закончились. Но мы продолжали петь, и сейчас я думаю: как здорово, что сквозь всю эту сумятицу, которая у нас в стране началась, мы сохранились!