«Чем больше напряжение на работе, тем дольше я сижу в своей мастерской, делая кукол», – говорит Елена Ковригина. Именно там, катая вату, создавая винтажные ёлочные игрушки, жительница Зеленогорска Красноярского края успокаивается, снимает напряжение и восстанавливает душевное равновесие.
Кукольное царство
Елена Ковригина – инженер-строитель зеленогорского электрохимического завода. Работает на атомном предприятии семь лет и работу свою очень любит. Разработка технических заданий и графиков, анализ архитектурно-строительной части проектной документации, подготовка справочных материалов… Работа у специалиста интересная и ответственная. Очень. Требует максимального внимания к деталям. Ошибся – результата не увидишь. При этом напряжение колоссальное. Помогает Лене поддержка коллег, собственная дисциплинированность и увлечение.
Лена так и говорит: спасительное творчество. Изготовлением игрушек она увечена давно. Когда-то это были примитивные изделия – куклы с простыми формами, неровными линиями. Хорошо в них было то, что любое отклонение от стандарта: рука ли дрогнет, стежок ли наискось пойдёт – приводило к неожиданному результату. «Протонируешь куклу: глаза сделаешь больше или ближе друг к другу – получится такая незапланированная "чупакабра", что невольно воскликнешь: "Боже, какая красота!"»
Потом были у Лены большеножки – интерьерные куколки с нестандартными пропорциями тела, большими ступнями, маленькими глазками. Были валяные игрушки – из шерсти. Попробовала Лена многое. Но остановилась на том, что уже много лет её не отпускает – на игрушке ватной, винтажной, новогодней.
Обои вместо мольберта
Влечение к творчеству проявилось у Елены в детстве. Дома все стены были разрисованы её каракулями. Мама за рисунки начинающего художника не просто не ругала, а хвалила, называла шедевром любой вензелёк, восхищалась всем. Лена, подбадриваемая мамой, продолжала превращать безликие обои в эксклюзивно расписанные полотна. И каракули уже становились не каракулями, приобретали различимые очертания, становились человеческими лицами, образами животных, затейливыми вензелями.
Неуёмную страсть к рисованию направили в нужное русло, определив девочку в художественную школу. Параллельно были и хореографический кружок, и школа музыкальная, но максимум внимания уделялось творчеству художественному.
Рисовать Елене казалось настолько естественным, что она искренне не понимала, как её близкая подруга, с которой они дружили с детского сада, не может повторить плавную линию или сделать набросок.
«Кисть – продолжение руки. Берёшь и рисуешь!» – говорила она, но из-под кисти подруги выходили только нелепые мордашки. Девчонки долго над ними хохотали, а потом Лена на глазах восхищённой подруги легко создавала красками целую историю.
Вечный поклонник её творчества – мама – пригласила как-то Лену к себе на работу нарисовать новогоднее панно на стене. Работникам-коллегам родительницы тогда всё очень понравилось, а Лена укрепилась в ощущении, что кисть – её предназначение.
Нравилось в детстве Лене и рассматривать в книгах иллюстрации художников. Вот Серебряное копытце мчится по горам – и Лена в воображении дорисовывает картинку: куда он прибегает, как его встречают. Вот чёрно-белая избушка с окошком, а в нём небольшая лучина. И снова фантазия Лены бушует: там и огниво, и стол, за которым люди перешёптываются.
Набор открыток по сказам Бажова Лена и сейчас иногда пересматривает. И возвращается в детство, ловит те ощущения волшебства, колдовства какого-то, какие случались у неё тогда. А сейчас не менее волшебные впечатления она получает от полотен Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского, которые удивляют фотографической точностью изображения лиц, одежды.
О, эти вуали! А жемчуг – объёмный, искрящийся! Невольно задумаешься, как всё это могла создать человеческая рука! Из последней поездки в Санкт-Петербург привезла Елена незабываемые впечатления от полотен фламандских мастеров. Невероятные натюрморты со светящимися фруктами остались в большом количество фотографий в телефоне. Сколько ни смотри – не перестаёшь удивляться.
Такая нежная вата
Елена окончила Красноярский архитектурный университет. Профессия инженера-строителя в какой-то мере преемственная: мама Елены работала сметчиком в Управлении строительства. А увлечение творчеством никуда не ушло. Во-первых, и в работе инженера для творчества места хватает. И даже в праздничные дни или в субботники у Лены своя, специальная функция. Она с помощью аквагрима превращает детей сотрудников в тигров, кошек, медведей, зебр, в разных невероятных существ. И всем это очень нравится – веселятся и взрослые, и дети.
А придя домой, спешит художница в свою мастерскую. Там, в комнате, обустроенной под её хобби, творится настоящее волшебство. Из проволоки, ваты, клея и красок создаются невероятные игрушки. В основном ёлочные. Многим напоминают они те, какими украшали советские ёлки их детства. Все – улыбающиеся, добрые.
«Пока раскрашиваешь лицо, понимаешь, какой у тебя получится образ, – говорит Лена. – Потом дорисовываешь, доделываешь, переодеваешь, переобуваешь, подбираешь волосы. Делаешь до тех пор, пока не скажешь: «Идеально!»
Но прежде чем будет достигнут такой результат, Лена не один рисунок рассмотрит, не один десяток инструментов использует. Есть среди её приспособлений лампа с лупой, чтобы личики расписывать, скальпели, пинцеты. И даже стоматологические инструменты в ход идут. Придавить, сформировать, подправить – справляется со всем.
Только вот для создания основы – скручивания твёрдой стальной проволоки – приглашает супруга. Тот с удовольствием помогает, потому что знает, что скоро проволочный кукольный «скелет» обрастёт ватной мускулатурой, покроется красками и клеем и станет милейшей девчонкой с баранками, принцессой на горошине или озорным мальчишкой с медвежонком.
И жена-волшебница после многочисленных манипуляций, выйдя из своей мастерской, обязательно получит порцию восхищения! Супругу слов восторга не жалко, потому как Лена и от удовлетворённости результатом своего труда, и от словесной щедрости супруга расцветает. Важны для Лены, как для любого тонко чувствующего человека, и восторги заказчиков.
Обратилась к ней как-то девушка – попросила сделать куколок, похожих на племянника и племянницу. После, забрав работы, долго отправляла Лене восторженные сообщения, в основном удивляясь тому, что портретное сходство достигнуто с помощью не глины, не пластика, а ваты. А Лену такие восторги только раззадоривают. Здесь для неё, как и в работе на производстве, важен результат. Есть он, достигнуто задуманное – хочется творить ещё и ещё. И творит Лена, соблюдая главный принцип – красиво и качественно.