Появилась уникальная мастерская в деревне Петропавловка Курагинского района в 2013 году. Один из её основателей – латыш Марис Янсонс, который вместе с женой и тремя сыновьями в 2009 году перебрался в глухой сибирский угол из Риги. Многие жители Советского Союза, развалившегося в лихие 90-е, искали новые места, чтобы заново начать строить жизнь. Марис тоже был из их числа.
Будоражил фольклор
На втором этаже деревянного здания светло, пахнет свежими опилками и олифой из льняного масла. Здесь разместилась мастерская «Таёжная Музыкальная «Арт-Ель», где мастера изготавливают русские народные инструменты, существовавшие на Руси с незапамятных времён. Это гусли, дудки, волынки, калюки. Каждый день их удивительное звучание перемежается со звуком работающих станков.
Родился Марис в простой рабочей семье в 1962 году, окончил школу, электромеханический техникум по специальности «обработка металлов», отслужил в армии. Работать пошёл фотографом на Рижскую киностудию. Рассказывает, что был знаком со многими известными латышскими артистами и режиссёрами. К примеру, с Юрисом Подниексом, который в 1987 году снял документальный фильм «Легко ли быть молодым?» о проблемах советской молодёжи.
Однажды 24-летнему Марису дали задание сделать фото нескольких староверческих деревень постройки середины XIX века. Они должны были уйти под воду при строительстве ГЭС на Даугаве. Чтобы сохранить память об этой этнографической среде, вместе с друзьями сделали слайд-коллекцию, сопроводив её фольклорными песнями. Это стало своеобразной точкой отсчёта в дальнейшей судьбе Мариса. Он всерьёз заинтересовался фольклором, ушёл с киностудии, искал народные инструменты, реставрировал их и мастерил. Колесил по всей Латвии, собирая старинные песни.
«Хотелось понять: почему фольклор так меня задевает и будоражит? Лет десять искал ответ и нашёл. Дело в том, что песни помогали людям справляться с трудностями, оставаться жизнерадостными, с любовью относиться к окружающей среде и до глубокой старости сохранять ясный ум и память. Они пели, когда были счастливы и когда грустили. Именно это меня трогало и интересовало», – рассказывает Марис Янсонс. Тогда с друзьями и начали проводить танцевальные вечера, где исполняли фольклорные песни под аккомпанемент народных инструментов. Они пользовались большой популярностью.
«Синяя птица» счастья
Деревня Петропавловка была основана в 1909 году. Поселение, где жили представители разных национальностей, но в большинстве белорусы, расположено в предгорьях Восточных Саян на правом берегу красивейшей реки Казыр. Деревня словно специально спрятана природой от лишних глаз в глухой тайге. Чтобы добраться сюда из Красноярска, нужно преодолеть почти 500 км. От районного центра Курагино по гравийке на машине – ещё около 100 км.
Здесь и поселилась семья нашего героя. Понятно, что пришлось всё начинать с нуля. Приняли на работу в мастерскую, где Марис занимался уже привычным делом – изготовлением народных инструментов, чем и зарабатывал на жизнь.
«Постепенно вокруг меня появлялись заинтересованные люди, предлагали сделать то один, то другой инструмент. Однажды, когда возил группу музыкантов на Международный ЭкоКультурный фестиваль «ВОТЭТНО!», проходивший в Горном Алтае, прихватил с собой дудки и гусли. Их увидел парень из Казахстана, очень ими заинтересовался. Через два года он позвонил мне, сказал, что в Красноярске и хочет приехать, чтобы самому сделать гусли. Потом предложил вместе организовать здесь мастерскую. Через три месяца приехал, и мы до сих пор работаем вместе. Это директор нашего предприятия и мой партнёр Иван Романов», – улыбаясь, вспоминает Марис.
Кстати, Иван предложил украшать гусли художественной резьбой. Первый такой экземпляр назвали «Синяя птица». Это не декоративный, а настоящий инструмент, который, как и все другие, сделан из цельного куска кедра, при этом украшен красивыми синими перьями. Сейчас в коллекции авторских крыловидных гуслей, которые делаются под заказ, есть «Феникс» и «Белый лебедь».
Колёсная лира
«Таёжная Музыкальная «Арт-Ель» занимает второй этаж здания, построенного для школьных мастерских. На площади 100 кв. метров разместились станки, в том числе цифровые, столы с наборами инструментов для работы, краски. Здесь же заготовки для дудок, свирелей, на полках сохнут гусли, стоят принесённые в ремонт физгармонь, контрабас, пианино. Давать вторую жизнь сломанным или повреждённым инструментам – ещё одно направление деятельности мастерской. По словам Мариса, им давно требуется более просторное помещение, но из-за отсутствия средств его пока построить не могут.
Процесс изготовления начинается с небольшой пилорамы, где привезённые брёвна режут на доски. Затем их сушат и делают заготовки.
«Дудки делаем из берёзы, для некоторых моделей используем клён, вишню, грушу. Кедр и ель идут на изготовление гуслей. Волынки вытачиваем из ценных пород красного дерева: падука, самшита, палисандра – заказываем из тёплых краёв. Из Абакана привозим клён, вяз, – рассказывает Марис. – А знаете, почему так красиво и завораживающе звучат гусли? Потому что у них нет порожков, как у других инструментов, и струны просто висят, не перенося звук на корпус инструмента. За счёт свободной вибрации и получается необычное звучание. В этом и кроется секрет. Такова специфика этого очень древнего инструмента, который нашли при раскопках в Новгородской области в середине IX – XI вв».
Инструменты, сделанные руками сибирских мастеров, нашли место не только в городах России, но и в других странах.
Марис с гордостью показывает колёсную лиру, её ещё называют колёсной скрипкой. Это старинный струнный музыкальный инструмент, звук которого извлекается при трении колеса, натёртого канифолью, о струны. Оно выполняет роль смычка. Игровая струна направлена на клавиши, которые при нажатии зажимают её и меняют длину и высоту тона.
«Колёсная лира была известна в X столетии, использовалась в монастырях Западной Европы. Потом её вытеснил орган, и она ушла в народ к бродячим музыкантам. В России колёсная лира стала популярной к XVIII столетию. В этот период были созданы даже артели лирников, в которые объединялись музыканты. Им выдавался документ, с которым они могли свободно перемещаться по стране, полиция их не трогала. В Европе колёсная лира до сих пор очень популярна, без неё не обходится ни один фольклорный фестиваль», – погружает в историю инструмента Марис.
Самая большая ценность
В мастерской работают пять, иногда шесть человек, почти все музыканты. Марис играет на гуслях, волынке, дудке, аккордеоне, хоть и не имеет музыкального образования. Вместе с коллегами он устраивает концерты. Два его сына – средний и младший – связали свою жизнь с музыкой.
Марис убеждён, что у народных инструментов долгая жизнь: их приобретают детские музыкальные школы, фольклорные коллективы, которые создаются и работают при клубах, дворцах культуры. Только дудок в мастерской изготавливает по 1 тыс. штук в год, покупают их и обычные люди. Видимо, есть потребность в народной музыке, считает мастер. По его словам, он счастливый человек, потому что стремится жить так, чтобы ему было интересно.
«Для меня невозможно жить иначе, ведь это невыгодно и дорого, кроме того, портит жизнь. Всегда делаю то, что мне нравится. Не любить то, чем занимаешься, – то же самое, что пальцы себе отрезать. Наше счастье от нас же и зависит. Есть такое выражение – «вкладывать душу». Мне кажется, если вы что-то с интересом и радостью делаете, ваши чувства перетекают в изделие. Это и есть смысл жизни человека. Очень люблю и по возможности стараюсь делать людям подарки, потому что при этом получаю самую большую ценность, которая у них есть, – благодарность».