Современное общество уже нельзя представить без волонтерского движения: люди хотят делать добрые дела, просто так, потому что бескорыстная помощь ближнему находится в самой сущности человека. Это понимают и крупные компании, ведь успешность - не только высокие показатели производства, но и значимость в обществе, которая достигается ответственностью перед теми, кто нуждается в помощи и поддержке. Программе корпоративного волонтёрства компании «Норникель» в этом году исполняется пять лет.
Помощь на любой вкус
Сегодня волонтёры решают острые социальные проблемы, развивают корпоративный дух, выстраивают крепкие горизонтальные связи и расширяют собственные возможности. Как оказалось, корпоративное волонтерство, в числе прочего, значительно повышает эффективность работы самой компании.
Сотрудники могут выбрать, каким видом помощи хотят заниматься. Это очень разноплановые формы работы: экологические акции, благотворительные ярмарки и мероприятия, оказание профессиональных услуг на безвозмездной основе, проектные мастерские и многое другое. А если у сотрудников есть свои идеи помощи, то могут придумать что-то свое, а компания оказывает им поддержку. Для этого им нужно сформировать команду из коллег, заполнить заявку: прописать цели, задачи, ожидаемый результат. На сегодняшний день сумма такой поддержки — 70 тыс. руб. Если у людей есть желание с пользой потратить свое свободное время, компания готова поддерживать добровольцев финансово и организационно. Например, в Норильске хорошо развито направление больничных клоунов, в Мурманской области особо актуальны экологические проекты, в других регионах люди занимаются сохранением культурного наследия, уборкой, восстановлением и реставрацией воинских захоронений и мемориалов.
Когда началась пандемия, «Норникель» стал быстро трансформировать форматы, переходя из оффлайна в онлайн. Эта сложная ситуация показала, что волонтерское сообщество в компании активно и готово реагировать на важные вызовы. Очень быстро сформировались добровольческие дружины: около 300 человек помогали формировать продуктовые наборы, доставляли продукты людям на самоизоляции, малообеспеченным ветеранам. Когда средств защиты в регионах стало не хватать, волонтеры «Норникеля» сшили более 3 тыс. защитных масок и подготовили обучающие видеоролики о том, как самостоятельно сделать себе маску.
Для тех, у кого нет времени заниматься волонтерством лично, могут просто в несколько кликов мышки помочь финансово. Для этого на корпоративном портале реализована программа пожертвований. Например, помочь детям сотрудников, которые нуждаются в оперативном лечении, поддержать некоммерческие организации и т. д. «Норникель» администрирует этот процесс, доводит средства до получателя и гарантирует их целевое расходование.
Стоит отметить, что сегодня в «Норникеле» около 2,5 тыс. активных волонтеров, а в программе личных пожертвований приняли участие больше 8 тыс. сотрудников.
Пример для других
Одним из крупных волонтёрских проектов - экологический марафон «ПонесЛось» из локальной акции по уборке мусора в городе Мончегорск Мурманской области, проведенной в 2016 году, превратился в крупное мероприятие, которое сегодня проходит в девяти городах при экспертной поддержке благотворительного фонда «Заповедное посольство» и ЭкоЦентра «Заповедники». В нем принимают участие не только сотрудники «Норникеля», но и некоммерческие организации и даже неравнодушные к экологическим проблемам горожане.
На днях волонтёры 9 городов, где работают предприятия компании собрались онлайн на юбилейный экослёт, чтобы подвести итоги экомарафона, в котором приняли участие уже более тысячи волонтёров из 104 команд.
«Если мы отмотаем эту историю на пять лет назад и вспомним, как все начиналось, увидим, что все было не так просто и гладко, а сегодня у нас уже более 100 команд, - сказал директор департамента социальной политики компании «Норникель» Игорь Сухотин. - Если бы вначале нам сказали про это, многие бы задумались: а будет ли так? Оказалось - будет!»
За пять лет участники высадили сотни саженцев, помогли крупным заповедникам и национальным паркам и провели множество акций по экопросвещению. В этом году к проекту присоединился и Красноярск – в авиакомпании Нордстар сформированы 2 команды: «Blue Sky» и «Залётные». Ребята промаркировали 4 километра туристического маршрута «Природа – великий скульптор» в национальном парке «Красноярские Столбы»; разместили локацию «Здесь был васЯ» для того, чтобы туристы могли писать свои пожелания и оставлять скалы чистыми; установили стенд с экосоветами по минимизации пластика на заповедной территории; покрасили вывеску на рекреационной лестнице; разместили на баках наклейки по раздельному сбору отходов; почистили от мусора расщелину на вершине скалы и провели хозяйственные работы в научно-познавательном комплексе.
«Несмотря на свой «первый раз», мы знаем, что способны сделать многое и вдохновить своим примером многих, - сказала капитан команды Blue Sky Ксения Квятковская. - Мы хотим, чтобы небо над нашими головами оставалось голубым и чистым, и верим в то, что делать добро может каждый. Не нужно ждать знаков судьбы или масштабных экослетов, чтобы заботиться об окружающей среде. Можно встать на тропу бережного отношения к природе здесь и сейчас, и твердо идти этим путем, вдохновляясь примером других волонтеров».
Светлана Юшкова, которая является сотрудником нацпарка «Красноярские Столбы» и при этом куратором команд отметила, что благодаря программам и проектам, реализованным компанией «Норникель», особоохраняемые территории России стали центром притяжения социально-ответственного бизнеса:
«2020 год лично для меня показал, насколько настоящей и экологичной является эта программа. Сейчас в наш парк стали чаще обращаться бизнес-компании, готовые чем-то помочь. И это не просто история одного дела – это крепкая дружба, которая объединяет людей со всей страны. Несмотря на сложный год красноярским волонтерам удалось сделать очень много, как для нацпарка «Красноярские столбы», так и для города в целом. Так, в связи с пандемией территория была закрыта в течение некоторого времени, но как только ее открыли, представляете какое количество людей стали выходить на прогулку! И как раз в это время волонтёры приняли участие в эколого-просветительских мероприятиях: проводили заповедные уроки, экскурсии, квесты. Очень отрадно что наши добрые дела живут и, как показывает практика, преград для добрых дел нет».
По словам ведущих слета, сегодня опыт волонтеров «Норникеля» внимательно изучают представители других компаний. Они обращаются к страничке «Комбината добра» в социальных сетях, как к методичке.
Представитель департамента общественных связей компании «Норникель» Занда Буслова рассказала, что в соцсетях голос волонтеров компании достаточно громкий: «Они не просто реализуют проекты, а рассказывают о них так, как не рассказывает об этом никто. Зайдите в Фейсбук на страницу «Комбината добра». Там - готовые сценарии, видео... Есть те, кто не верит, что волонтеры делают их сами, и считает, что они нанимают для этого профессионалов».