Автомобильное топливо из ила и водорослей, светящиеся бактерии для оценки токсичности, домашние лаборатории, способные определить качество воздуха. Эти и другие инновационные проекты презентовали красноярские учёные на конференции в сибирском федеральном университете. Экологи, представители крупных промышленных предприятий, обычные активисты и федеральные эксперты обсудили самые эффективные способы улучшения экологии региона.
О том, в какой стадии находятся разработки красноярских учёных, как москвичи борются с проблемой чёрного неба и чем можно заменить метро, «АиФ-Красноярск» рассказал участник конференции, сопредседатель Экологической палаты РФ, член правления Экофонда СФУ Владимир Коптев-Дворников.
Переходим на электропрогрев
Ксения Орлик, «АиФ-Красноярск» : Владимир Евгеньевич, на конференции в СФУ эксперты-экологи рассказали о лучших местных проектах, поддержанных Экофондом университета. Какие из них вы можете выделить и видите в перспективе реализованными?
Владимир Коптев-Дворников: Мероприятие сложно назвать конференцией, это был достаточно необычный форум, на котором двенадцать докладчиков представили уже готовые проекты. То есть все они находятся либо в середине работы, либо завершаются. Самое большое и очень важное, по моему мнению, дело проводится по экологическому просвещению. В него входит добровольческая волонтёрская деятельность. К примеру, на Столбах школьники и энтузиасты занимаются благоустройством заповедника и мест отдыха туристов, проходят экокурсы. Всё это помогает развить экологическую культуру молодого поколения. Думаю, также мы продолжим развивать тему экологического путеводителя и будем стимулировать молодых писателей творить на тему любви к родному краю. Конечно, не будут забыты проекты, связанные с повышением популяции белого медведя, осетровых рыб.
Ещё одна интересная идея - домашняя лаборатория по измерению качества воздуха. Любой житель может поставить её, к примеру, на балконе и видеть, чем он дышит. Безусловно, нужно продвигать инициативу, касающуюся экологически чистых дворов. Суть её заключается в организации электропрогрева автомобилей зимой и в переходные сезоны. В рамках проекта учёные проводили замеры выхлопов заведённых для прогрева машин. После подключения к электронной системе с одной автостоянки в 56 машин выбросы заметно снизились. Кроме того, автовладельцам удастся существенно сэкономить на топливе, которое раньше тратилось на прогрев. Проект находится на уровне стартапа.
Уверенный середнячок
- Вы в курсе экологических проблем всех субъектов страны. Скажите, в плане экоразработок Красноярский край уступает другим регионам или, может быть, наоборот находится на шаг впереди?
- Согласно рейтингам, Красноярский край - уверенный середнячок, несмотря на наличие очевидных проблем, связанных с большим количеством промышленных предприятий. Не каждый регион может похвастаться или не похвастаться тем, что в нём находится столько титанов отечественного промышленного бизнеса. Добыча угля, производство алюминия, никеля, стали и т. д. Если учитывать все эти факторы, то край неплохо справляется с задачей сохранения окружающего мира.
Я вижу, что в Красноярском крае экологические проблемы живут в сердцах людей. Мнение простых людей неотделимо от власти. Я знаю, что и сами компании озабочены тем, чтобы уменьшить вредные выбросы, убрать старые трубы, улучшить качество фильтрации. Поэтому всё не так плохо. Но и недостаточно хорошо, чтобы почивать на лаврах. Если всё было бы замечательно, необходимости создавать экологический фонд не было бы.
- То есть, по-вашему, бизнес понял, что с экологией надо считаться?
- Да, бизнес понял, и произошло это после того, как в Красноярске прошла встреча президента страны Владимира Путина с представителями отечественного бизнеса и администрации края. Все крупные компании задумались об экологических проблемах. Но отмечу, что не только три-четыре промышленных гиганта ответственны за сохранение окружающей среды. Есть и другие компании, местного уровня, которые тоже должны задумываться об экологии. Котельные, электростанции, водоканалы и т. д.
- Вам, наверное, известно, что зачастую для некоторых политиков экология становится разменной монетой, особенно перед выборами. Пиарятся на проблемах и некоторые общественники. Как нужно действовать власти и народу?
- К сожалению, всегда есть те, кто готов пиариться даже на костях. И это далеко не лучший пример для общественных деятелей. А касаемо политических сил, наличие в предвыборной программе проектов по улучшению экологии - это нормально. Ничего плохого нет в том, что политики ставят зелёную повестку в электорат. Другое дело, что не надо заниматься провокациями. Нужно опираться на чёткую научную базу. Некоторые общественники пытаются свалить все проблемы на одного игрока, в то время как источников несколько.
К примеру, та же проблема чёрного неба. Она, безусловно, есть из-за того, что в крае много промышленных выбросов. Но кроме этого надо учитывать, что многие дома используют угольные котельные. Более того, есть проблема с автотранспортом. Здесь всё очень взаимосвязано. Экологический фонд СФУ намерен искать все источники проблем, создавать эффективные, научно обоснованные, дешёвые способы их решения.
Метро или трамвай?
- Насколько остра проблема загрязнения воздуха в других регионах страны?
- Давайте я расскажу, как в течение последних тридцати лет эта проблема решалась в Москве. Её удалось устранить за счёт нескольких действий. Первое - уменьшение выбросов промышленных предприятий на территории города. Здесь стоит отметить, что в столице, конечно, нет таких масштабных предприятий, как в Красноярске. Это либо сборочные автомобильные заводы, либо ТЭЦ, которые используют газовое топливо. Но они производят большое количество тёплого воздуха, хоть и хорошо очищенного. Второе - усовершенствование автомобилей. В Москве последние несколько лет реализуется программа «Чистый город». Благодаря ей появляются машины на электрических двигателях. У водителей, передвигающихся на таком транспорте, есть преимущества: они бесплатно паркуются, заряжают авто. Кроме этого, в столице так организовано движение, что машины в центре города практически не останавливаются. Разгружают автопоток метро, трамваи, электробусы.
- В этом году Красноярску в очередной раз пообещали метро. Только жители города уже не верят в то, что подземка может появиться...
- Расходы на строительство метро очень большие. Но существуют новые технологии, альтернативы, которые могут подойти Красноярску. Далеко не всей краевой столице требуется сохранять исторический облик. В основном памятники архитектуры находятся в центре города. Поэтому в спальных районах можно построить надземное метро. Это существенно удешевит расходы. Кроме этого, есть возможность оснастить город новыми трамваями, которые передвигаются быстро и бесшумно. А при строительстве подземки без поддержки федерального бюджета не обойтись.