Виктор ТОЛОКОНСКИЙ родился в 1953 году в Новосибирске. Окончил Новосибирский институт народного хозяйства и аспирантуру НГУ. В 1993-1999 гг. - мэр Новосибирска. Январь 2000 г. - сентябрь 2010 г. - губернатор Новосибирской области. С 2010 года - полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе.
Рациональное зерно
- Виктор Александрович, как отразятся погодные аномалии этого лета на жизни регионов?
- Мы действительно имеем серьёзные последствия от этого особенного в климатическом плане лета. Регионы Сибири страдали от сильных лесных пожаров. Это требовало дополнительных усилий от государственных и общественных структур. Было очень много затрат: Красноярский край только из своего бюджета израсходовал более 700 миллионов рублей на борьбу, предупреждение и ликвидацию последствий пожаров. Страдала экономика, страдали люди - ведь многие живут за счёт сбора грибов и ягод. Регионы Западной Сибири - Томская, Омская, Новосибирская области, Кузбасс - серьёзно потеряли в урожае зерна и кормовых культур. Это тоже требует сейчас поддержки со стороны власти. Главное здесь - не потерять потенциал, не потерять поголовье и не допустить банкротства предприятий.
- Сейчас многие опасаются, что снизившаяся урожайность приведёт к значительному росту цен на хлеб. Могут ли власти контролировать этот процесс?
- Рост цен, пусть не очень большой, но всё же произошёл во всех регионах Сибири. При этом не всегда экономически обоснованно. Я считаю, что у антимонопольной службы появился предмет для изучения. Если исходить из того, что тонна зерна 3-го класса сейчас на рынке будет стоить 7-8 тысяч рублей, мука - 15-16 тысяч рублей, то цена за килограмм хлеба должна составить где-то 32 рубля. Именно за килограмм, а не одну буханку, вес которой, как правило, 600-650 граммов. Сейчас цены на зерно стабилизировались, пошла пшеница нового урожая, и я не вижу объективных предпосылок для дальнейшего роста цен на хлеб.
Квартира к новому году
- В Сибири по-прежнему сохраняется проблема обманутых дольщиков. Когда она будет наконец-то решена?
- Есть требование президента России, которое заключается в том, что в этом году органы власти субъектов РФ должны принять необходимые решения по достройке проблемных домов и оказанию поддержки обманутым гражданам. В практическом плане я понимаю ситуацию так: в регионах за пределами 2012 года не должно остаться каких-то неясностей в решении этой проблемы. Может быть, не все пострадавшие дольщики получат до 1 января уже готовое жильё, но каждый должен точно знать обоснованный график, когда это произойдёт. Но, думаю, многие получат квартиры уже в этом году.
- Уже около года идут споры о строительстве Енисейского ферросплавного завода. Как вы считаете, можно ли найти разумный баланс между экологическими и экономическими интересами?
- Любое развитие экономики должно отвечать интересам населения, живущего в той или иной территории. Экологические последствия от реализации инвестиционных проектов игнорировать недопустимо. Я, безусловно, поддерживаю позицию властей Красноярского края, города, которые считают, что инвесторы не обеспечили необходимых экологических гарантий и не предоставили общественности материалов и документов, которые бы подтверждали безопасность проекта. И этот случай должен стать уроком для всех - региональных властей, инвесторов, которые обязаны в будущем проводить качественную общественную экспертизу проектов. Это должно стать нормальным публичным процессом. Население ведь всегда заинтересовано в укреплении экономики. В конце концов, это определяет уровень его жизни. Но экологические требования должны быть незыблемыми. По ферросплавному заводу, я думаю, сейчас единственная возможность для инвесторов - вместе с органами власти организовать какую-то совершенно особую общественную экологическую экспертизу. Если только они смогут переломить общественное настроение, убедить, что это безопасный завод, то его можно строить. Без такого перелома его строить нельзя.
Следствие покажет
- В правительстве Красноярского края за последние месяцы произошло несколько громких отставок. Бывший министр промышленности сейчас находится под следствием. Бытует мнение, что всё это - часть кампании против губернатора Льва Кузнецова, который мог перейти дорогу неким крупным структурам. Насколько такая точка зрения обоснованна?
- Не вижу повода подозревать здесь влияние или неблаговидные действия каких-либо корпораций. Как я знаю ситуацию, у следствия были основания для проведения следственных мероприятий по некоторым должностным лицам. Это неприятный факт, из которого тоже надо делать выводы лицам, находящимся на государственной службе. Здесь я сторонник самых жёстких мер. Давайте дадим возможность следствию разбираться, и тогда для общества будет ясность.
- Не так давно стало известно о разногласиях между инвесторами железной дороги Курагино - Кызыл. Означает ли это, что проект снова окажется в подвешенном состоянии, как это уже было ранее?
- Это задача общегосударственная, и то, что акционеры Енисейской промышленной компании сейчас меняют позиции в управлении, не влияет на решение правительства РФ о строительстве. Оно идёт не только под контролем государства, но и с его серьёзным участием. Вложены средства Инвестиционного фонда. Предварительно: объём инвестиций в дорогу должен составить 130 млрд рублей. 49 млрд вкладывает государство. Это позиция незыблемая, уже утверждена проектная документация, выбраны подрядчики. Частные инвесторы также заинтересованы в том, чтобы проект реализовался. Они вложили деньги в лицензию на добычу угля. А его нельзя добывать, не вывозя на «большую землю», на основной Транссиб. Возможно, их споры как-то скажутся на темпах, но сам проект не ставится под сомнение. Сейчас принимаются меры со стороны Минрегионразвития РФ, правительства Республики Тыва, чтобы как можно быстрей обеспечить его ритмичное финансирование.
- Наполнение Богучанского водохранилища уже идёт полным ходом. Но при этом до сих пор остаются вопросы по переселению граждан из зоны затопления.
- Всё, связанное с БоГЭС, находится на особом государственном контроле у профильных министерств. Да, там есть ряд организационных проблем и задач, которые ещё предстоит решить. Большие задачи стоят перед правительством Иркутской области в части подготовки своей зоны водохранилища. Красноярский край в основном эти задачи решил, хотя у него они были гораздо больше и по территории, и по масштабам переселения, и по переносу ряда объектов.