Этой зимой многим пассажирам, которые спокойно ехали по своим делам на общественном транспорте, приходилось экстренно покидать автобусы, потому что техника начинала гореть прямо на ходу. Такие новости приходили этой зимой из городов по всей России: из Красноярска, Иркутска, Якутска, Казани, Чебоксар, Волгограда.
Почему так происходит? И только ли морозы виноваты в том, что машины не выдерживают.
Обстановка накалилась
Утро 27 января у жителей Хабаровска, которые спешили на работу на автобусе №40, началось жарко, несмотря на почти 30-градусный мороз. Машина, полная пассажиров, внезапно загорелась – на кадрах, которые разошлись по соцсетям, видно, как из припаркованного на обочине автобуса валит густой серый дым. Чудом никто не пострадал – люди успели эвакуироваться. Сейчас организацию пассажирских перевозок в Хабаровске проверяет прокуратура.
Нарочно не придумаешь: в Санкт-Петербурге автобус загорелся на улице Автобусной на севере города. Произошло это рано утром 25 января – ЛиАЗ вспыхнул сразу после того, как выехал из автопарка. По счастью, пассажиров в машине ещё не было. Несмотря на усилия пожарных – огонь ликвидировали 10 человек - автобус выгорел дотла. От него остался только обугленный металлический каркас. По предварительным данным, причиной стало замыкание в электроцепи. ЧП стало поводом для проверки.
23 января автобус горел во Владимире. В салоне было 60 человек – ЧП случилось в час пик. Очевидцы рассказывают, что машина вспыхнула внезапно, но пассажирам удалось выбежать. Автобус полностью сгорел. Никто не пострадал физически, но жителям города, даже тем, кого в салоне не было, пришлось понервничать – машина загорелась прямо под троллейбусной линией, из-за чего повредилась контактная сеть, пришлось менять маршруты.
«Приносим извинения за неудобства», - разводили руками в мэрии. Но обстановка накалилась не от пожара - неудобства из-за дефицита общественного транспорта владимирцы испытывают всю нынешнюю зиму. Проблема обострилась в начале года, когда в город пришли морозы, а многим приходилось стоять на остановках часами. Горожане делились историями о совместных вызовах такси, плачущих в ожидании автобуса бабушках, помощи с развозом от волонтёров. В ситуацию даже пришлось вмешаться губернатору. Перевозчикам устроили разбор полетов, также власти предложили уже в этом году закупить для Владимира сто новых автобусов.
Техника умоталась
«Не очень-то радует настоящее состояние наших автобусов. Дымят копотью по городу, громко ревут, и самое страшное - горят на ходу! Маршрутный автобус 63 полностью сгорел на улице Белинского. Не выдержал он подъёма в гору, и просто самоликвидировался! Уже до такой степени умоталась техника, что просто не выдерживает такого объёма работы...», - так писали в телеграм-каналах про пожар в Красноярске, который случился в декабре. Тогда кадры охваченного огнём, как в боевике, автобуса мигом разлетелись по соцсетям.
В день пожара, кстати, стало известно, что красноярские перевозчики попросили властей разрешить им поднять цену проезда до 56 рублей, сейчас поездка по Красноярску стоит 32 рубля. В январе перевозчики даже заявили, что готовы судиться, если цену билета не увеличат, мол, при том тарифе, который есть сейчас, выжить практически невозможно. А красноярцы считают, что во многих автобусах ездить невозможно.
Люди даже создали петицию против повышения стоимости проезда. «В автобусах холодно, грязно, интервалы между маршрутами большие. Остановки не везде объявляют», — пояснила автор петиции, жительница Красноярка Анна Щетинина. Её поддержали больше 3 тысяч человек.
Проблемы с транспортом есть и в соседнем Новосибирске – там 24 января вспыхнул ПАЗ с 45 пассажирами внутри, люди успели спастись, но автобус отбить у огня не удалось – машина полностью выгорела, несмотря на усилия спасателей.
На родине ПАЗиков – в Нижегородской области тоже бывает горячо – там только за сутки 15 - 16 января сгорело две машины этой марки: один автобус был ритуальный, ехал на похороны, второй – междугородний, он загорелся прямо во время движения в районе деревни Урково в Чкаловском районе. Люди успели выбежать, им пришлось добираться до места назначения на попутках.
По рассказам очевидцев, сначала пламя тушили водой и тряпками, пока мимо проезжавший автолюбитель не одолжил шоферу огнетушитель. А когда огонь удалось ликвидировать, пассажиры вернулись в салон и… спокойно поехали дальше. То ли люди настолько привыкли к новостям о горящей технике, что не считают эти случаи чем-то из ряда вон выходящим, то ли просто смирились с удручающим состоянием транспорта: что дают, на том и едем.