Ученица одной из школ города Ачинска в Красноярском крае стала жертвой буллинга со стороны педагога. История всплыла в медиа пространстве только этой весной, но сам конфликт, оказывается, произошел в 2021 году. Подробности узнавал корреспондент «АиФ-Красноярск».
Затравила до нервного срыва
Отказ идти в школу, доходящий до истерики, слезы… О возмутительном случае буллинга со стороны учительницы одной из ачинских школ рассказала уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Ирина Мирошникова. Отрицательных примеров, приведенных детским омбудсменом, надо сказать, немало. Если говорить языком цифр, в прошлом году в ее адрес поступило 1031 обращение. Это на 117 заявлений больше, чем годом ранее, то есть рост составил 13%.
Как сказала Ирина Мирошникова, только число конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях выросло с 45 до 56, то есть на 14%. Много это или мало в масштабах региона? Если учесть, что за каждым таким случаем стоит психологическое здоровье ребенка, рост значительный.
Однако история, которая произошла в школе Ачинска, поражает прежде всего тем, что травлю ученицы устроила ее же педагог.
«Каждый день в школе превратился для дочери в ад, обращения в администрацию школы не помогли. Из-за затянувшейся травли у ребёнка случился нервный срыв», – рассказала мама девочки.
Тогда женщина обратилась к уполномоченному по правам ребенка.
«У девочки были проблемы в изучении математики, и учитель при всём классе позволяла себе нелестные высказывания об умственных способностях девочки, советовала нанять репетитора. Вслед за педагогом и одноклассники стали смеяться над ребёнком, оскорблять её», - рассказала суть конфликта Ирина Мирошникова.
Болезнь не скроешь
Вместо того, чтобы помочь адаптироваться школьнице, так как семья переехала в Ачинск из Красноярска, и девочка пришла в новую для нее школу, преподаватель, мягко говоря, повела себя неадекватно. Редакции «АиФ-Красноярск» стало известно, что женщина не начинающий педагог, а имеет большой стаж работы в школе.
В ситуацию вмешалась общественный представитель уполномоченного по правам ребенка по Ачинску Алла Картаева.
«Учитель должна была сопровождать ребенка, пока он не вольется в коллектив, все получилось иначе. Считаю, что эту проблему – взаимоотношения учителя и ученика, нужно поднимать на уровне министерства образования. Понять причины, почему такое в принципе возможно и что на это влияет. Проходят ли учителя курсы повышения квалификации по той же психологии. Когда я разбираюсь в конфликтных ситуациях, сталкиваюсь с тем, что взрослые: педагоги, администрация образовательных учреждений, - начинают активно защищаться. Но никто не становится на сторону ребенка, который превращается в изгоя», - считает Алла Картаева.
В ее практике немало подобных примеров. Вот только один из них: учитель постоянно отмахивалась от второклассницы, которая тоже вливалась в коллектив другой школы, в результате у девочки развился глазной нервный тик.
«Похожие конфликты происходят в любой школе. Сейчас педагоги не учат детей, а оказывают услугу. Им все равно понял ребенок урок или нет. «Идите к репетитору» - стандартный ответ школьного усителя. Они не разговаривают с детьми, не слышат их, взрослых не интересуют их мнение. Проблем в образовании очень много, но каждый такой факт должен обязательно разбираться, а не замалчиваться. Болезнь не скроешь, она все равно выйдет наружу», - уверена Алла Картаева.
Только после вмешательства представителя уполномоченного по правам ребенка ситуацией занялись администрация школы, психолог и специалисты управления образования. С классом начал работать психолог. С пострадавшей девочкой тоже, но индивидуально. Учитель – инициатор конфликта, была уволена.
«Можно сделать вывод о том, что бездействие администрации школы, классного руководителя, психолога учебного заведения позволило конфликту войти в тяжелую стадию, вовлекло в него всех учащихся класса и привело к серьезным межличностным проблемам», — отметила уполномоченный по правам ребенка Красноярского края Ирина Мирошникова.
Коллегиальная лояльность
Анжелика Мерсиянова, как профессиональный психолог, подтверждает, что подобные ситуации довольно распространены в образовательных учреждениях и обращение родителей по поводу травли ребёнка не всегда даёт результат.
Это «малозаметный» для администрации школы и учителей процесс. Кроме того, также срабатывает закон коллегиальной лояльности (МарьИванна - хороший педагог) или все списывается на постулат - «они же дети». В результате ребёнок остаётся одиноким в своих переживаниях. Хорошо, когда родители чуткие и достаточно смелые, чтобы его отстаивать, но сама проблема, конечно, системная, на которую влияет много факторов, поэтому искать единственного виноватого тоже неверно.
«Требования школы к показателям успеваемости довлеют над учителем, он, соответственно, начинает довлеть над детьми. Выгоревший, уставший, озабоченный вопросами выживания, так как зарплаты маленькие, учитель перестаёт быть внимательным, аккуратным в своих высказывания, не затрудняет себя выбором «экологичных» приёмов. Если учителю не хватает душевности и этичности, в ход могут идти унижение, высмеивание, агрессивные выражения», - объясняет психолог.
Она считает, что и в семье, и в школе очень сильно «просело» воспитание. Милосердие, уважение к другому, человечность - надо воспитывать и развивать, но мамы и папы не уделяют должного внимания развитию гуманности у своих детей, которые отыгрываются на том, кто не защищён.
«Родители одноклассников должны задать себе вопрос: что в моем ребенке есть такого, что он включился в травлю, вместо того, чтобы её пытаться остановить. Но чаще выбирают позицию: «Мой ребёнок на это не способен» или «Лена сама виновата». Нередко взрослые называют травлей попытку привлечь их внимание к проблемам, которые создаёт сам ребёнок. Каждую ситуацию надо изучать группой специалистов. Самое страшное в таких случаях - равнодушие и игнорирование проблемы», - считает Анжелика Мерсиянова.