«В Красноярске началась эвакуация школ». Фраза, которая ещё полгода назад могла привести в шок, стала почти привычной и не вызывающей страха. Лишь возгласы учителей: «Опять?!», вздохи родителей: «Снова отпрашиваться на работе!» и отчасти радостная реакция детей: «Гуляем!».
Как привлечь «минёров»?
С января сообщения о минировании школ и садов стали нормой. Каждый месяц несколько волн эвакуации. Возбуждено 12 уголовных дел. Несмотря на то что вся эвакуация была по сообщениям, оказавшимися ложными, расслабляться нельзя. Так считают участники круглого стола, прошедшего в редакции еженедельника «АиФ на Енисее». Необходимость скорейшего решения вопроса подтвердило и происшествие в детском саду, когда девушка с заряженным ружьём без проблем проникла в помещение. Ружьё выстрелило. К счастью, не в детей.
Депутат Государственной думы Юрий Швыткин обозначил обсуждение вопроса безопасности в школах и детских садах на федеральном уровне как одно из приоритетных. «На краевом уровне все меры практически исчерпаны. Но на федеральном мы можем выстроить определённый алгоритм действий». К тому же есть запрос на подобную работу не только в нашем округе. Инициативу поддержали.
Что касается Красноярского края, у правоохранителей горячий сезон начался с расследований о звонках и сообщениях в Интернете, направленных на то, чтобы, говоря на современном языке, кого-либо потроллить либо получить вознаграждение или хайп. Авторов такого баловства определить и наказать получается. Большая часть из них уже привлечена к уголовной ответственности.
А по сообщениям о минировании, идущих и из России, и извне, направленных на создание раздражения в обществе, оперативно-следственные действия ещё идут. Возможно, не полностью, но частично помочь решить обозначенный вопрос с идентификацией помогла бы обязательная регистрация пользователей Интернета, по крайней мере, его русского сегмента. Такое предложение высказал заместитель начальника полиции по охране общественного порядка ГУ МВД России по краю Алексей Запьянцев.
Зачем рамка, кнопка, турникет?
Пока же правоохранители выполняют свою часть работы, поиски вариантов максимальной защиты заведений продолжаются. Как было отмечено, в детских садах наличие, например, чипа не является надёжным: за проходящим родителем спокойно заходят все желающие. И в этом случае система распознавания лиц стала бы более надёжным гарантом безопасности.
«Те механизмы, которые сейчас существуют для охраны образовательных учреждений, практически не работают. Есть, к примеру, тревожные кнопки, но этого недостаточно. Необходимо усилить пропускной режим, внедрив более эффективную систему контроля доступа посторонних лиц, оборудовав FACE ID – системой распознавания лица. Это вполне доступно и в ценовой категории», – считает старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи Ксения Резникова.
Такая же система была бы хороша и в школах. Имеющиеся сегодня турникеты, рамки-металлоискатели, тревожные кнопки и представители охраны не способны обеспечить стопроцентную защиту. И сегодня комплекс мер, возможных для введения, исчерпан.
Кстати, по признанию заместителя министра образования Александра Молодкина, на системы контроля доступа, видеокамеры, тревожные кнопки ежегодно из бюджета края выделяется 200 млн рублей. «Это на то, чтобы школы и детские сады были приведены в соответствие с требованиями законодательства. Учитывая важность этого вопроса, в 2022 году для обеспечения инфраструктурных мероприятий по антитеррористической защищённости дополнительно выделяется 100 млн рублей».
До сих пор остаётся большим вопросом и то, кто исполняет функции охраны. Формула «он же дворник, он же постовой» до сих пор ещё используется в некоторых заведениях, особенно в удалённой от центра местности. Наличие у ЧОП лицензий – вопрос ещё не окончательно решённый.
В своё время Министерству образования РФ было предложено разработать дополнительную программу обучения охранников со специализацией для работы в общеобразовательных учреждениях и внести эту программу в приказ Росгвардии от 30.11.2019 г. № 396 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частных охранников». В дальнейшем для обеспечения безопасности в образовательных учреждениях привлекать только тех работников охранных предприятий, которые прошли такое обучение.
Ещё один нюанс – стиль общения охранников, который, по наблюдениям экспертов, оставляет желать лучшего. «А ведь охраннику приходится общаться с детьми, педагогами и родителями. Потому он отчасти должен быть психологом», – добавила представитель школьного родительского комитета Лидия Богданова.
Но составляющие безопасности пребывания детей в школах и садах – это одна сторона медали, а вопросы, возникающие непосредственно при эвакуации, – другая.
И если у учителей уже есть некий выработанный алгоритм действий в таких ситуациях, то для родителей вопрос открыт. Один из них – как отпрашиваться с работы, когда это происходит уже не в первый раз, и кто будет компенсировать пропущенный рабочий день. К тому же и работа с детьми, по словам Лидии Богдановой, не должна ограничиваться тем, что в рабочем процессе успевают сделать педагоги.
Готовность к эвакуации, чёткие действия во время её проведения в современных реалиях должны быть у каждого ребёнка. Обеспечить их – задача скорее родителя, а не педагога. Собирать или нет сумку, искать ли верхнюю одежду, завязывать ли ботинки – эти и другие нюансы должны быть проработаны в семье. В Интернете существуют даже мастер-классы на заданную тему, где всё профессионально и доступно объясняется.
Из всего сказанного понятно: и учителям, и родителям в любом случае важно действовать сообща. «Классные часы – проверенная форма взаимодействия учителей и родителей, и их можно тратить с пользой в этом направлении, – говорит Александр Молодкин. – Наша задача – в сегодняшних реалиях научить детей не стрессовать, а действовать чётко и осознанно».
Поиск форм работы с ребятишками продолжается. А вот что со своей стороны может сделать государство, рассматривается. Результаты и предложения круглого стола Юрий Швыткин обещал рассмотреть на высшем уровне.