Налоговые поступления в бюджет края снижаются, а в федеральный бюджет растут. При этом самыми платёжеспособными оказываются не крупные предприятия, а простые налогоплательщики.
Кого зажимаем, а кому - льготы?
За первое полугодие 2014 года краевые предприятия и физические лица перечислили в бюджеты различных уровней 149,9 млрд рублей. Из них 87,7 млрд - в федеральный бюджет, 47,7 млрд достались региональной казне и 14,4 млрд - муниципальным образованиям.
По данным краевой налоговой службы, по сравнению с 2013 годом общая сумма уплаченных налогов увеличилась на 9,1 млрд рублей. При этом платежи в федеральный бюджет выросли на 14,5 млрд, а в бюджет края сократились на 5,4 млрд. Основные доходы краевого бюджета составляют налог на доходы физических лиц (31%), на прибыль (28%), на имущество организаций (14%) и акцизы (15%). По словам экспертов, падение произошло почти по всем доходным статьям, за исключением НДФЛ и налогов со спецрежимом.
Главной же причиной отрицательной динамики стало уменьшение платежей от крупных предприятий, а также увеличение возвратов переплат по налогу. В результате поступления по налогу на прибыль упали сразу на 27% (почти 5,5 млрд.). Если пытаться разобраться в причинах, ведущих к падению доходов регионального бюджета, картина вырисовывается безрадостная.
Недавно глава региона провёл совещание с Минфином и признал, что «налоги в Красноярском крае собираются плохо». «Мы зажимаем ларёчников, - возмутился Виктор Толоконский. - Хватаем их за одно место, в то время когда крупные торговые сети не платят практически ничего». И высказался, что он не против налоговых льгот, но только если они способствуют развитию бизнеса и поступлениям в бюджеты. А когда предприятие в разы сокращает сумму отчислений в казну, но при этом сохраняет льготы, то это повод как минимум усомниться в эффективности таких льгот.
Выпавшие доходы
На самом деле проблемы краевого бюджета - это следствие изменений федерального законодательства, когда были созданы так называемые консолидированные группы налогоплательщиков. Произошло перераспределение поступления налогов на прибыль от крупных предприятий в бюджеты субъектов федерации. Красноярский край оказался в числе 34 пострадавших от нововведения регионов.
Но если говорить «гамбургскому счёту», главная системообразующая проблема - в необратимых изменениях структуры экономики региона, которые произошли за последние десятилетия. Известно, что чем глубже степень переработки, тем выше доля налоговых отчислений в региональные и местные бюджеты налога на прибыль и НДФЛ. Банкротство крупных краевых предприятий, занимавшихся переработкой (РТИ, Шинного завода, ЦБК, «Химволокна», «Сибволокна») серьёзно сузило налогооблагаемую базу. Причём в тех отраслях, которые обеспечивали своими отчислениями региональные и местные бюджеты. И развивались отрасли, считающиеся источниками доходов больше для федерального, а не краевого бюджета. Сегодняшнее законодательство таково, что, каким бы развитым регион не был, основная часть налогов будет уходить в федерацию. Например, «Ванкорнефть» в 2010 году заплатила 19,06 млрд налогов, а в 2012-м - около четырёх. Хотя добыча удвоилась.
По самым скромным прогнозам, в этом году краевой бюджет недополучит налогов на сумму порядка 8,5 млрд рублей. Но это пока приблизительный прогноз. Оснований думать, что ситуация как-то существенно исправится, нет. Нельзя исключать того, что цифра выпавших доходов может быть значительно выше и превысит отметку в 10 млрд.
Ярослав ПИНИГИН
КОММЕНТАРИЙ
Валерий ЗУБОВ, депутат Госдумы:
- В такой сложной финансовой ситуации оказались все субъекты федерации за вычетом Москвы, которая всегда имела особые условия. Даже такие богатые регионы, как Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ имеют проблемы с наполняемостью казны. У половины субъектов дефицит бюджета достигает 50%. Есть регионы, где он превысил размер бюджета. Прежде всего, тому виной сложившаяся система межбюджетных отношений, когда самые устойчивые налоги (на добычу природных ископаемых и НДС) уходят в федеральный центр. Нефтегазовая отрасль, несмотря на общее состояние экономики, живёт неплохо: цены на углеводороды высоки. И налог на добычу природных ископаемых продолжает стабильно поступать в федеральный бюджет. Регионы же живут, в основном, за счёт налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. А экономика у нас сейчас в упадке, соответственно падает прибыль предприятий, не растёт зарплата. Отсюда и сокращение налоговых отчислений в региональные бюджеты. Я считаю, что давно пора кардинально пересмотреть эту порочную систему межбюджетных отношений, разоряющую регионы.