Заказы от мачехи
Аукцион по продаже 100% акций ОАО «КрЭВРЗ» намечен на 11 декабря. Начальная цена составляет 1,556 миллиарда рублей. Завод является старейшим предприятием города - его построили ещё в 1898 году. Сейчас он специализируется на капитальном ремонте почти всех видов пассажирских поездов. Продажа предприятия была согласована прошлым летом правительством РФ в рамках программы приватизации непрофильных активов ОАО «РЖД». Дела на предприятии идут не самым лучшим образом уже несколько лет. 2011 год оно едва не закончило с убытками. Спас ситуацию только вовремя подвернувшийся заказ на ремонт 37 вагонов, который
позволил по году получить прибыль в размере 10,3 млн рублей.
Не слишком много для предприятия с коллективом в 2,3 тысячи человек… «Здесь мы целиком зависим от заказов РЖД. - говорит Владимир НИКОЛАЕВ, заместитель директора по корпоративному управлению и экономической безопасности ЭВРЗ. - Отношения у нас, как у мачехи и падчерицы: заказы снижаются с 2008 года, мы в планах РЖД постоянно попадаем под всевозможные оптимизации».
Земля в центре - лакомый кусок
В Красноярске уже несколько месяцев циркулируют слухи о том, что некие структуры желают прибрать ЭВРЗ к рукам, чтобы снести его, а освободившиеся земли застроить жильём и офисами. Примеры, когда промышленные пионеры советских времён исчезали, а на их месте разворачивалось строительство, в городе есть. Цены на недвижимость в Красноярске дикие, настроить девятиэтажек или офисных центров и распродать их по-быстрому - гораздо легче, чем развивать производство, содержать коллектив и ломать голову над рынками сбыта. Так, на месте судостроительного завода сейчас квартал «Южный берег». Ещё жив комбайновый завод, но на сайте «Красноярск-
гражданпроекта» все желающие уже могут ознакомиться с готовым проектом возведения на его месте жилого района с деловым центром. Как-то незаметно для всех исчез с лица земли химкомбинат «Енисей»: 700 га под бывшим оборонным предприятием сейчас проходят рекультивацию, вопрос их последующего использования пока открыт.
Дикие слухи
На заводе в ликвидацию предприятия после продажи не верят. «Это какие-то дикие слухи, - считает Владимир Николаев. - Такое просто невозможно, мы от РЖД никуда не денемся, кто-то должен ремонтировать подвижной состав».
Тем не менее, ситуация с продажей ЭВРЗ показательна: в России продолжается приватизация всего и вся, цели которой порой противоречат здравому смыслу. «Объясните мне, как может быть ремонт вагонов непрофильным производством для железных дорог? - задаёт вопрос Валерий СЕРГИЕНКО, депутат Заксобрания. - Активы распродаются, а их покупают самые экзотические инвесторы, вчерашние лавочники и торговцы. В таких условиях трудно надеяться на сохранение профиля производства».
Комментарий
Максим ОМЕЛЬЯНЧУК, заместитель директора красноярского агентства недвижимости:
- Бывшие промплощадки для застройщика интересны. Город не может расти вширь бесконечно, места всё меньше, а один-два дома где-то воткнуть - это не размах. Такие же площади дают возможность планировать комплексно, целыми районами, заинтересовывать и привлекать крупных инвесторов. Как показывает практика, покупателя не волнует, что он будет жить на месте бывшего завода. Посмотрите на Взлётку, где был аэропорт, - это не совсем экологичное место, но всё застроено, всё продано.