Врач-терапевт Красноярской городской поликлиники № 4 Алевтина Хориняк, которую в начале этой недели суд признал невиновной в подделке документов и незаконном сбыте сильнодействующих веществ, не собирается больше работать в медицине. И дело не только в затянувшемся на три года судебном разбирательстве – возраст уже не тот.
«Я уже больше пятидесяти лет работаю, хватит уже. Если только будут упрашивать, то останусь», - говорит 73-летняя женщина. Она поясняет, что, возможно, теперь будет заниматься общественной деятельностью, но точно еще не определилась. Врач до сих пор под впечатлением от российской системы правосудия, которая хоть и оправдала ее в итоге, но отняла три года жизни.
Сама Хориняк считает, что оправдательный приговор был бы невозможен без участия в процессе общественности и СМИ.
«Мы полностью оправданы, какие чувства, высказать очень трудно. Три с половиной года судебных разбирательств. Я и не верила уже... Благодаря адвокатам, которые глубоко прониклись этим делом и считали победу делом чести, благодаря журналистам, общественности», - делилась Хориняк с журналистами после последнего судебного заседания.
История с «Трамадолом»
Напомним, что, согласно материалам уголовного дела, в 2009 году Хориняк выписала два рецепта на сильнодействующий препарат «Трамадол» своему знакомому Виктору Сечину, который страдал тяжелой формой онкологического заболевания.
В Красноярске в то время в преддверии длинных майских каникул произошли перебои с лекарством, и мужчина, страдавший от сильных болей, мог остаться без обезболивания на долгий срок.
Больной не был прикреплён к поликлинике, где работала врач, и она не имела права выписывать ему лекарство. Это и послужило основой уголовного дела, возбужденного в 2011 году; к этому моменту мужчина уже скончался.
Нарушение выявили сотрудники Госнаркоконтроля, которые проверяли деятельность аптек и обнаружили подозрительный рецепт. В мае 2013 года врача осудили по двум статьям: «Подделка документов» и «Незаконный оборот сильнодействующих веществ с целью сбыта». Октябрьский районный суд Красноярска приговорил ее к 15 тысячам рублей штрафа.
Обвинительный приговор вызвал заметный резонанс как в прессе, так и во врачебном сообществе. В СМИ появилось много схожих историй, когда, желая помочь безнадежному больному, врач нарушил инструкции и рисковал собственной свободой.
Новый поворот
Приговор женщина обжаловала в краевом суде и в сентябре 2013 года постановил вернуть дело вновь в Октябрьский районный суд и рассмотреть в новом судейском составе. К слушаниям вновь приступили лишь в октябре этого года. В прениях прокурор, как и ожидалось, потребовал признать женщину виновной и оставить в силе наказание в виде штрафа. Сторона защиты требовала полностью оправдать подсудимую.
На этой неделе суд, оправдав Хориняк, разъяснил ей и второй подсудимой - Лидии Табаринцевой - их права на реабилитацию и компенсацию морального вреда, полученного в результате судебных разбирательств. Однако пока оправданные заявляют журналистам, что о компенсации своих моральных издержек пока не думают. Пока только радуются, что удалось доказать свою правоту.
«Я уверена, если бы я не обратилась к журналистам, дело закончилось бы просто очередным приговором. Потому что идет уже фабрикация уголовных дел: судят врача, который, получается, не имеет права оказать помощь тяжелобольному. Хотя в законе не написано: прикреплен человек или не прикреплен, - врач должен помочь. И законодательные сдвиги произошли, пока шел мой процесс, невозможно ведь, чтобы люди подвергались пыткам», - убежденно рассуждает Алевтина Хориняк.
Она полагает, что Госнаркоконтроль вообще не должен вмешиваться в работу врачей, которые, исходя из состояния больного, просто обязаны выписывать ему сильнодействующие препараты. А теперь, после ее громкого дела многие коллеги несколько раз всерьез подумают, стоит ли рисковать и помогать безнадежным, мучающимся от нестерпимых болей.
Врач также рассказала, что перенести все тяготы судебного процесса, противостояние с мощной машиной Госнаркоконтроля и прокуратурой, ей помогла также глубокая вера в Бога.
«Первые два года я переживала, плакала и спрашивала Господа, почему все это произошло именно со мной. Оказывается, я явилась тем сосудом, через который вскрылись страдания врачей, и Господь не допустил нового беззакония. Пережить еще один судебный марафон я, конечно, собиралась. Куда только уже не планировала идти, но, слава Богу, он прекратил все это», - добавила врач. После приговора она подарила работникам суда Библию. Чтобы понимали, что есть общечеловеческие ценности и законы, которые во все времена стояли выше инструкций и разнорядок.
Точку ставить рано
Кстати, адвокат врача Вячеслав Богданов опасается, что точка в затянувшемся разбирательстве все еще не поставлена и что приговор суда первой инстанции может быть обжалован стороной гособвинения, на что у той есть десять дней.
«Но в таком случае прокуратура будет отрицать очевидный факт: если медицинский препарат получает больной, который имеет право на его получение, это не является преступлением. Здесь отсутствует сам объект преступления, речь идет о спасении жизни и здоровья гражданина. Если прокуратура опротестует приговор, это будет означать, что этого прокуратура не понимает, и мне лично будет жить в Красноярском крае жутковато», - заключил адвокат, общаясь с журналистами после приговора.
В краевой прокуратуре корреспонденту «АиФ на Енисее» не дали утвердительного ответа на вопрос, будут ли обжаловать приговор. Но и не сказали нет.
«Пока еще решение об обжаловании приговора врачу не принято. Когда получим приговор, изучим его. Готовы будем ответить на этот вопрос, в течение десяти дней с момента вынесения решения», - сообщила старший помощник прокурора Красноярского края Елена Пимоненко.