Сейчас практически не осталось в живых бойцов легендарной 78-й добровольческой бригады, формировавшейся в годы Великой Отечественной из красноярцев. Но в архивах музеев бережно хранятся их воспоминания, которые ветераны написали сами, своей рукой, на обычных листах ученических тетрадей. «АиФ на Енисее» решил опубликовать отрывки из дневников и показать события 70-летней давности глазами фронтовиков.
Сотни километров болот
Немец настойчиво рвался вглубь страны и уже подходил к Москве. Тяжелейший 1942 год - как никогда враг угрожал поработить нас или полностью уничтожить. В это время по всему Советскому Союзу стали формироваться дополнительные подразделения добровольцев, которые впоследствии получили название сталинских добровольческих бригад.
Это было радостью для сибиряков: наконец-то на фронт могли уйти те, кто раньше не подходил по возрасту или имел бронь, но отчаянно хотел защищать родину. Выбрали лучших - из 28 тысяч заявлений отобрали лишь 6 тысяч человек. В середине сентября их отправили на фронт. Два дня эшелоны уходили на запад.
«Из Москвы, где наша бригада вместе с другими сибирскими подразделениями вошла в состав Особого сибирского корпуса, мы проехали небольшое расстояние на поезде и высадились у станции Шуваево. Дальше - 100 км пешком через калининские леса и столько же через болота… Валили деревья и делали лежневую дорогу, чтобы машины могли проходить...» - пишет связист Василий Шиверновский.
«Лесные и просёлочные дороги, по которым мы шли, разбухли. Машины буксовали и выходили из строя. Лошади не выдерживали. И тогда люди тащили на себе технику, боеприпасы, продовольствие…» - вспоминал Борис Ряузов, известный красноярский художник, который также ушёл добровольцем в составе бригады.
Против отборных дивизий СС
Им предстояло встретиться с самыми подготовленными и отборными дивизиями СС: «Великая Германия», «Мёртвая голова», отдельный полк СС, четыре пехотных, 2-я авиаполевая, 12-я танковая дивизии, артиллерийские и сапёрные части…
25 ноября в бой вступила 75-я бригада добровольцев-омичей. В ночь на 28 ноября её сменила 78-я. Первые бои наших.
«Немцы занимали самые выгодные огневые рубежи, в их распоряжении были все высоты, 4-5 рядов траншей-окопов, сооружённых по всем правилам инженерно-технических работ, большие противотанковые сооружения, рвы, металлические ежи, проволочные заграждения, минные поля, доты, дзоты… - читаю в записях Е. Астраханцева, рядового-шофёра. - Особенно тяжело было в ноябре и декабре 1942 года. Гул от выстрелов, шум самолётов, несмолкаемая трескотня пулемётов.
Не было покоя матушке земле… Перемешалось всё: пыль, дым, копоть, порох, воздух, земля… Немцы бросили против нас всё что имели. Но спесь-то с них мы сбили! Развеяли миф о их непобедимости! Они хотели задушить, смять нас, не дать возможности продвигаться вперёд. А мы, сибиряки, упрямые. Заставили их отступать, один за одним сдавая огневые рубежи».
«Армия прорыва» - так называли нашу 78-ю добровольческую бригаду. Немцы нас боялись жутко. Был случай: близ деревни Демехи Бельского района комсорг второй стрелковой роты Миша Бараль, шедший впереди своего отряда, напоролся на вражескую засаду. Немецкий офицер в упор выстрелил в него. Но смертельно раненый Миша нашёл в себе силы заколоть врага штыком. У многих наших бойцов сохранилась с тех пор листовка, в которой рассказывалось о героической гибели комсомольца-сибиряка», - вспоминает в своём дневнике Василий Непомнящий, комсорг первого батальона.
«Думал, домой не вернусь»
Лукино, Демехи, Медведково, Мазуры, Княжино, Шипарево, Романово… В тяжёлом 22-дневном сражении под городом Белый 6-й Сибирский корпус понёс огромные потери. 78-я Сталинская бригада потеряла 75% своего состава.
«Не имели мы тогда ни опыта, ни боевой подготовки и смекалки, - пишет Е. Астраханцев. - Не была выработана стратегия и тактика ведения войны. Мы были гражданские и прямо на ходу учились воевать. Первое время я думал, что домой не вернусь - не раз смерть глядела в глаза. Но мы выстояли и пошли вперёд».
Оставшиеся в живых называли боевое крещение под Белым «кровавой баней». Они погибли, но отбросили немцев на десятки километров назад. В апреле 1943 года оставшихся в живых добровольцев переформировали в 65-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
* * *
Из 5 975 ушедших на фронт добровольцев в живых остались лишь 300. Сегодня известны имена лишь 1 000 бойцов, подлинных списков формирования до сих пор нет.
P. S. За предоставленные материалы для публикации редакция «АиФ на Енисее» благодарит музей «Мемориал Победы» и школьный музей 78-й Сталинской добровольческой бригады сибиряков-красноярцев.