Им обещали особый статус, льготы и сохранение национального уклада жизни во время объединения края. получили северяне варварское выкачивание ресурсов со своей земли, проблемы с рыбалкой и оленеводством, документами и низкие зарплаты.
Люди не чайки
Северяне вынуждены летать за паспортом в Дудинку, за разрешением на оружие - в Красноярск, тратя на каждую поездку от 7 до 20 тысяч рублей. Стоимость квадратного метра жилья доходит до 70 тысяч руб. Чтобы построить двухквартирный дом, нужно потратить 7 млн рублей. Практически 90% жилья - ветхое и аварийное, а треть жителей Севера вообще не имеет крыши над головой - они ютятся вместе с детьми на рыбопромысловых точках или кочуют по тундре. Реальная безработица достигает 60%. А средняя зарплата составляет, по официальным данным, 6 тыс. рублей - в два раза меньше прожиточного минимума.
Это далеко не весь перечень проблем, которые привёл в своём ежегодном докладе, выступая перед депутатами Заксобрания, Сергей Пальчин, уполномоченный по делам малочисленных народов Севера Красноярского края. Омбудсмен признался, что в 2014 году к нему поступило обращений в два раза меньше, чем в 2013-м. Это прежде всего говорит о том, что люди разочаровались во власти. Ведь одни и те же проблемы не решаются годами.
Странной оказалась реакция депутатов. Они заявили, что доклад напоминает дежавю: дескать, пятый год подряд они слышат одно и то же. Но тогда надо было спросить и себя: а что сделали парламентарии, чтобы ситуация на Севере изменилась? Где законопроекты, улучшающие жизнь малочисленных народов? Много вопросов по той же рыбалке.
Пустые обещания?
В очередной раз представители власти заявили, что возьмут дело северян под особый контроль. Во всяком случае, заверили, что в этом году будет разработан закон о развитии Таймыра и Эвенкии, в котором пересмотрят функционирование органов государственной власти, режимы землепользования и пользования биологическими природными ресурсами, а также бюджетное финансирование социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Также до 1 июня 2015 года составят план мероприятий по реализации прав коренных малочисленных народов на территории края с учётом проблем, указанных в докладе уполномоченного.
Впрочем, эта тема поднимается уже не впервые, и не первый раз говорят об особом статусе этих территорий. Проверим, насколько эти слова в очередной раз не станут пеплом.
В первую очередь нужно определиться с программой развития Севера в принципе. Мы до сих пор не видим, как будет выглядеть Север и живущие там люди через 10-15 лет. Пока мы лишь решаем частные вопросы, а не проблему в принципе. При этом стоит отметить, что это должно быть сугубо государственным делом. Рыночные отношения никогда не смогут поднять Север.