Примерное время чтения: 8 минут
189

Чётко, как на заводе! Бывший вертолётостроитель учит детей судомоделированию

«АиФ на Енисее» №17 (2266) 24/04/2024
Главный принцип в обучении - сделай сам.
Главный принцип в обучении - сделай сам. / Татьяна Фирсова / АиФ

«Таланты должны где-то прорастать, и для этого нужно создать условия. Судомоделизм я бы и назвал таким бульоном для их роста», – считает педагог дополнительного образования железногорской станции юных техников в Красноярском крае Александр Лебедев. Почти тридцать лет он учит детей строить модели кораб­лей и подводных лодок.  

В просторном помещении, в центре которого установлен большой стол, кипит работа. Голоса мальчишек то и дело заглушают звуки от наждачной бумаги, которой они шлифуют корпуса своих лодок. Идёт урок в лаборатории судомоделизма СЮТ Железногорска. Пройдёт время, и готовые корабли ребята спустят на воду.      

Колготки для лодок

Татьяна Фирсова, корреспондент krsk.aif.ru: Александр Сергеевич, побывала у вас на занятиях, где увидела родителей, которые пришли со своими детьми. Видела, как взрослые помогали не только своим ребятишкам, но и другим. Такое часто бывает?

Фото: АиФ/ Татьяна Фирсова

Александр Лебедев: Постоянно. Приходят не только родители. У меня есть мальчик, с которым на занятия пришла его бабушка, увидела, как мы строим лодки, и тоже попросилась сделать свой корабль. Теперь создают кораб­ли вместе: она – свой, внук – свой. Всегда говорю, что семья должна участвовать в воспитании ребёнка, побыть вместе с ним и поработать.

– Сколько времени уходит на изготовление модели корабля и насколько сложно его сделать?

– Процесс занимает около года. Каркас судна такой же, как у настоящего корабля. Но мы изготавливаем его из фанеры, она хорошо обрабатывается с помощью современного, технологичного цифрового оборудования.

Затем на стапельной доске из вырезанных деталей собирается каркас, шлифуется, чтобы поверхность стала гладкой, покрывается шпаклёвкой и обтягивается водонепроницаемым слоем. Для этого используем, если говорить по-научному, органопластик, но это обычные женские колготки плотностью 40 Den. Устанавливаем блок управления двигателем и приёмник от передатчика. Получаем универсальное изделие, которое может быть и прямоходом, и радиоуправляемой моделью.

С новичками на первом этапе строим подводную лодку. С точки зрения конструктива она не очень сложная, но непростая в настройке. Здесь требуется знание законов физики, гидродинамики, которые позволят лодке плыть, нырять и всплывать. Подлодку дети должны изготовить за два с половиной месяца.

Смартфон поесть не даст

– Такое занятие требует умения работать руками и головой. Насколько это интересно со­временным детям, которые не могут обойтись без гаджетов и смартфонов? 

– Что можно извлечь из мобильного телефона, кроме ощущений и эмоций? Он ведь поесть не даст. Можно, конечно, заказать еду на дом через доставку, но хлеб смартфон не испечёт. Дети, понятное дело, этого не понимают, потому что им и так всё с неба падает. Поэтому первый шаг делают родители.

Причём если раньше судомоделизмом ребята начинали заниматься с пятого класса, то теперь в первой группе второклассники. Проанализировав посещаемость за несколько лет, увидел интересную тенденцию. После первых соревнований из тринадцати ребят у меня в группе осталась половина. Год назад ушёл только один мальчик, и то по уважительной причине. В этом году тоже один, из двадцати осталось девятнадцать. Это говорит о том, что судомоделизм интересен и современным детям.

Однажды на собрании спросил родителей, что их дети получают от занятий. Один из отцов сказал, что его сын начал интересоваться инструментом, который лежит у него в ящике. Может быть, его ребёнок и не построит качественную модель, зато у него появился интерес, который будет расти дальше, и это очень важно. 

Тридцать лет назад, когда рухнул Советский Союз и обвалилась экономика, рабочие, инженеры стали не нужны. Помните выражение «Всё купим за нефтедоллары»? И вдруг нам объявили санкции. Тогда поняли, что нужно всё делать самим, но встала проблема дефицита кадров, для решения которой нужны специалисты, а процесс их подготовки занимает не один год.

Необходимо искать и воспитывать таланты, которые обеспечат развитие страны, а для этого нужно создать условия.

– Как вы пришли в профессию?

– Случайно. (Улыбается.) У меня нет педагогического образования. После окончания Московского авиационного института работал в столице на вертолётном заводе, строил винтокрылые машины. В девяностые годы авиация и вся промышленность страны рухнула. Нужно было выживать. Вернулся с женой и сыном в Железногорск, где родился и вырос.

Поскольку много лет увлекался и занимался стендовым моделизмом, организовал кружок при одной из ЖЭК. Потом пригласили в СЮТ вести занятия по этому направлению. В судомоделизм меня затянул Юрий Надточий, который работает здесь с 1971 года. Так я стал педагогом дополнительного образования. 

Фото: АиФ/ Татьяна Фирсова

Плоский мир

– Что лежит в основе ваших занятий?     

– Главный принцип – сделай сам. Что может быть более увлекательным, чем процесс, когда ребёнок своими руками строит корабль или подводную лодку? Представьте, какой восторг он испытывает, когда они начинают двигаться под его управлением!

А если к этому ещё и добавляется медаль, полученная на соревнованиях, это мощнейший стимул и мотивация расти дальше.

– Современных детей называют поколением с клиповым мышлением, которые не умеют мыслить глубоко и масштабно. Согласны?   

– Мир у наших ребятишек действительно сузился, они не воспринимают объёмы, видя плоское изображение. Мало читают, их знания обрывочны, между ними нет связи. При этом дети очень прагматичны и чётко знают, кто и когда за них что-то может сделать, и не будут лишний раз тратить свою энергию.

Потому важная задача – сохранить их в зоне нашего интереса. Строя модели, на­учить самостоятельно создавать объём, видеть красоту линий. Я даю ребёнку шанс, помогу и подскажу, но делать за него не буду.

К сожалению, многие ребята создают короткоживущие изделия, как конструктор LEGO. Они существуют несколько дней, а потом отправляются на свалку. Нередко пытаются обмануть природу. Не намазал детали корабля клеем как положено – в результате в воде они отвалились. Обидно, но это урок на будущее.

Всё, как на заводе

– Вы строгий учитель?

– Да. Считаю, что на занятиях всё должно быть чётко, как на заводе. Поэтому учу детей ответственности, безопасности. У нас в лаборатории чего только нет: острые углы, металлические инструменты, станки, паяльники. А у кого-то шнурки на ботинках не завязаны. Предупреждаю, что обрежу. Не верит. После тре­тьего раза выполняю обещание. На пять лет этого урока всем хватает.

Фото: АиФ/ Татьяна Фирсова

– В чём вы видите свою миссию?

– Научить детей получать удовольствие от созидания, тогда им не нужно будет разрушать, кого-то бить, унижать. А высший пилотаж – когда у них включается творческий процесс и они сами начинают придумывать свой корабль. Не считаю себя профессиональным педагогом, скорее, я практикующий инженер. Моя задача – объяснить, показать. Не получается – помочь, и тогда на глазах у ребёнка происходит чудо. Это и есть мой метод. Но чудо ребёнок должен создать своими руками, чтобы понять процесс через глаза, пальцы, мозг.

Судомоделизм – познавательная технология, позволяющая видеть, как строится конструкция, узнавать новые термины и материалы. Разбираться, как они себя ведут и взаимодействуют друг с другом. Одним словом, познавать и менять мир вокруг себя.

Досье
Александр ЛЕБЕДЕВ. Родился в Красноярске-26 (Железногорск). В 1989 году с красным дипломом окончил Московский авиационный институт по специальности «вертолётостроение, инженер-механик». В 1989–1993 годах работал на Московском вертолётостроительном заводе. В 1995-м стал педагогом дополнительного образования по судомоделизму железногорской Станции юных техников (СЮТ). Финалист конкурса педагогических работников сферы дополнительного образования Красноярского края «Сердце отдаю детям».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах