Ольга Авдеева, которая пятый год преподаёт в сосновоборской школе № 2 физику и математику, с подросткового возраста мечтала стать учителем. По настоянию родителей окончила инженерно-строительный институт, но уже через год учила детей премудростям точных наук. «Работаю в школе ради детей, и мне очень нравится дело, которым я занимаюсь, а о карьерном росте не думаю», – говорит 26-летний педагог.
«Папа, я исполнила твою мечту»
Татьяна Фирсова, krsk.aif.ru: Ольга, то есть, несмотря на желание родителей видеть вас инженером, вы упорно шли к своей мечте?
Ольга Авдеева: Совершенно верно. Всегда очень хотела быть учителем и не рассматривала никаких других вариантов. Когда встал вопрос, куда поступать после школы, родители, а они инженеры, сказали, что педагог – это не профессия: работа нервная, тяжёлая, дети разные, платят мало, поэтому лучше получить нормальную специальность, а потом идти куда хочется.
Так я и сделала. После окончания института подарила папе диплом, сказав: «Я исполнила твою мечту. Ты строитель, я строитель». И сразу поступила на курсы профессиональной переподготовки в педагогический университет. (Улыбается.)
Полученное мною образование позволяло выбрать физику, математику или информатику. Остановилась на первых двух. Во время переподготовки параллельно работала педагогом в детском образцовом коллективе «Клуб шоуменов» городского дома культуры, куда сама ходила с седьмого класса.
– Откуда появилось такое упорное желание быть учителем?
– Примером стала мой педагог и наставник, руководитель клуба Наталья Юрьевна Черненко. С ней мы могли обсудить наши детские проблемы, пооткровенничать. Она не только давала нам советы, но могла пожурить и даже поругать. На неё мне всегда хотелось равняться и быть похожей.
– И вас не останавливало, что в школе учатся не только идеальные, но и сложные дети?
– Меня это не пугало. Работаю в школе пятый год, и за это время поняла одно – надо просто любить детей. Ведь они всё чувствуют и прекрасно считывают пренебрежительное или равнодушное к ним отношение со стороны педагогов.
Когда выходишь к ученикам без негатива, убеждаешь их, что нужно сделать так, а не иначе, очень быстро находишь с ними общий язык.
Система провисает
– Нередко слышишь от родителей, что современная школа не воспитывает, более того, культивируется принцип «хочешь – учись, не хочешь – дело твоё».
– В нашей школе другая установка: найти подход к ребёнку и дать ему базовые знания, используя педагогические методики и приёмы. У нас не поощряется, когда учитель ставит ребёнку двойку. Ведь тем самым он ставит её самому себе.
Тем не менее всё-таки приходится сталкиваться с ребятишками, как правило, из других регионов, у которых были серьёзные пробелы в знаниях базовой программы. Так что такая проблема существует.
– Математика и физика – предметы сложные, не всем они даются.
– Безусловно, дети не одинаково усваивают точные и гуманитарные науки, некоторые говорят, что им достаточно по математике и физике тройки. Хорошо, что сейчас ЕГЭ по математике для одиннадцатиклассников разделён на базовый и профильный уровень, и выпускник может выбрать один из них.
Первый состоит из 21 практико-ориентированного задания, которые можно применить в повседневной жизни. Профильный для тех, кто намерен учиться на технических специальностях. Однако с моей точки зрения, задания этого раздела чересчур сложные, поэтому по математике и физике очень мало стобалльников.
Правда, один мой ученик сдал ЕГЭ по физике на сто баллов, поступил в университет и дальше планирует заниматься наукой.
– А что вы отвечаете детям, которые уверены, что учить физику и математику не нужно? Зашёл в Интернет и нашёл ответ.
– Похожий вопрос, зачем готовиться к экзамену по математике, задала мне одна из моих учениц. В этом году при сдаче ОГЭ девятиклассникам разрешается взять на экзамен непрограммируемый калькулятор, потому что в первом блоке заданий усложнили вычисления.
Так вот, чтобы получить правильный ответ даже с помощью калькулятора, нужно понимать, как это сделать, а для этого нужно готовиться. Так я и ответила на её вопрос. И самая главная мотивация для ребят – это аттестат, который без сдачи экзамена по математике получить невозможно.
– Приходилось слышать от преподавателей вузов, что уровень знаний выпускников довольно поверхностный. Первые полгода их приходится учить тому, что они должны были изучать в 10-м и 11-м классе. Почему возникает такой пробел?
– Некоторые темы в школе проходят очень быстро и не выносят на экзамен. На первом курсе университета я лично столкнулась с тем, что высшая математика и физика строятся на интегралах. Мы проходили их так быстро, что в памяти они не отложились.
В этом смысле система среднего образования провисает. Чтобы этого избежать, школа должна в полной мере давать все необходимые знания.
Класс – единый организм
– С 2023 года в школе введены новые образовательные стандарты. Это хорошо или не очень?
– Подход, согласно которому школа должна обучать всех по единым программам, правильный. Однако некоторые темы, к примеру, по математике, которые изучались в шестом классе, теперь проходят в пятом. Словом, учителям нужно быстро перестроиться и разобраться с новшествами, для некоторых это довольно сложно.
Кроме того, педагоги столкнулись с тем, что новые программы утверждены, а учебников, которые к ним идеально подходят, пока нет. Их не напечатали. Это, безусловно, затрудняет процесс обучения.
– В эпоху цифровизации ученики перешли на электронные дневники. Если произойдёт сбой в системе, доступа к ним не будет. Почему бы не вернуть бумажный вариант, в котором учитель может записать замечание или поставить оценку? И родители будут в курсе.
– В нашей школе у детей есть бумажные дневники. Более того, администрация проверяет, как они заполняются, вписываются ли домашние задания, выставляет ли учитель оценки. При этом наряду с электронным у каждого педагога есть свой личный журнал, куда он заносит всю информацию по предмету.
– В 2020 и 2021 году вы стали абсолютным победителем молодёжных профессиональных педагогических игр. Как это помогает в вашей работе?
– Выбрала для себя лигу «Командодействие», потому что очень хотелось, чтобы на моих уроках вместе с детьми мы были единой командой. Чтобы при выстраивании работы они могли полагаться друг на друга и на меня, потому что я – тоже их ресурс. И у нас получилось.
В моём 11-м классе, где четырнадцать девочек и четыре мальчика, все поддерживают друг друга, знают, кто может помочь с домашним заданием, у кого даже можно списать. (Смеётся.)
В классе нет конфликтов, это, по сути, единый организм. Хочется, чтобы и в педагогическом коллективе была команда, чтобы понимать, как кто работает, с каким вопросом можно обратиться к коллеге. И чтобы требования учителей были понятны ученикам.
«О карьере не думаю»
– В крае давно не хватает учителей, особенно в глубинке. Как думаете, почему выпускники педагогических вузов не идут работать в школу?
– Многие считают, что учителям мало платят и в другом месте можно заработать гораздо больше. Лично я никогда не работала только на ставку, даже сейчас, находясь в декретном отпуске (моей дочке всего четыре месяца), веду занятия в двух классах и выполняю работу диспетчера расписаний уроков. Хочешь зарабатывать – работай, никто тебе не откажет, более того, в нашей школе это приветствуется.
– За довольно короткий срок работы вы добились неплохих результатов: получили первую категорию, вырастили стобалльника. К чему будете стремиться дальше?
– Однажды моя подруга, тоже учитель, сказала, что ей нравится работать в школе из-за карьерного роста, чем меня очень удивила. Лично я работаю здесь ради детей.
Хочется дать им знания по своим предметам, научить их, чтобы они сдали экзамены. Потом поступили в училище, техникум или вуз и стали успешными. Мне очень нравится дело, которым я занимаюсь, а о карьерном росте я не думаю.