aif.ru counter
293

Дети учат любопытству. У человека можно отнять все, только не знания

«АиФ на Енисее» №5 (2045) 30/01/2020
Образование должно быть интересным.
Образование должно быть интересным. © / Владимир Моисеев / АиФ
Лев Пирогов, главный редактор журнала
Лев Пирогов, главный редактор журнала "Лучик" Фото: Из личного архива/ Лев Пирогов

Что сегодня читают дети, какие предметы необходимы в современной школе, почему некоторые учебники невозможно читать, а дети идут в школу, как на казнь? Как бороться с жестокостью и можно ли превратить современное юное поколение поклонников YouTube в читателей книг? Об этом и многом другом корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказал главный редактор популярного журнала для школьников «Лучик» Лев Пирогов.


И для взрослых тоже

Ника Крылова, «АиФ-Красноярск»: Лев Васильевич, расскажите, как выбираются темы для номеров «Лучика»?

Лев Пирогов: Несколько лет назад мы предложили родителям наших юных читателей присылать в редакцию каверзные вопросы, которые задают им дети. Вопросы, на которые сразу не поймёшь, как ответить. Из ответов на эти вопросы «Лучик» и сложился. «Что было раньше, Бог или динозавры?» «Как устроена бесконечность?» «Почему бессмертие невозможно?» И так далее.

Каждый ответ - целая статья, иногда и не одна. И теперь нас стали читать не только дети,
но и их родители, и просто взрослые, у которых пока нет детей или их дети уже выросли. Покупают журнал для себя и читают. Интересно же! Дети учат взрослых любопытству к большому миру - это прекрасно, по-моему.

Сейчас журнал рассчитан на ребят школьного возраста, но мы хотим выделить в нём место и для дошкольников. Дальше собираемся открыть раздел «Для младших братьев и сестёр».

К слову, у журнала есть страницы в социальных сетях и канал на сервисе «Яндекс. Дзен», они адресованы взрослым читателям, там мы говорим на разные темы. В том числе и о политике.

- Что вам нравится и не нравится в нынешних детях?

- Мне в них всё нравится. У них другие культурные и бытовые привычки - ну, так они и у нас были не такими, как у наших дедов. Однажды я спросил у Владислава Петровича Крапивина (известный детский писатель, он помнит детей ещё середины 60-х годов), чем нынешние дети внутренне отличаются от тех, прежних. И он сказал: «Да ничем не
отличаются». Я с этим согласен. Дети - это дети. Лучшее, что есть на земле.

Хитрюшкин против аниме

- Не так давно было принято решение о создании детской киностудии. Какое кино для детей вы бы сняли в первую очередь?

- Начинать надо с малышей, потому что у ребят постарше, 10-12 лет, культура восприятия игрового кино напрочь отбита. Они смотрят аниме-сериалы и экранизации комиксов «с лучами из глаз». Культуру восприятия классического кино: с психологией, социальными отношениями, с опытом повседневности - нужно строить заново. И начинать стоит с малышей, потому что старшие от такого кино откажутся в пользу того, к чему уже успели привыкнуть.

Я бы начал с игрового сериала про идеальный детский сад. Серии по 10-15 минут: малышам больше не выдержать. За основу взять рассказы Носова, других классиков, например «Проделки Хитрюшкина» Нисона Ходзы. Через пару лет получим зрителей, готовых смотреть детское кино. А без этого всё закончится выброшенными деньгами, «распилом».

Превращение в черепки

- Какие предметы вы бы ввели в современной школе, дай вам волю?

- «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет». Предметов и так полно. Вот только большинство из них так преподаются, что лучше бы их не было. Например, литература. Она ужасна. Учебники читать невозможно! Они адресованы не детям соответствующего возраста, а вообще непонятно кому, чему. Видно, что написаны бездарными людьми, не ради детей, страны, а ради каких-то личных и корпоративных выгод.

Современная система образования всё живое, творческое, талантливое из себя выдавливает, изгоняет, внутри остаются карьеристы. Вот в чём трагедия. Такую систему какими предметами ни корми - всё превратится в черепки.

Я бы лучше не предметы ввёл, а школьные шкафчики для учебников, чтобы дети по шесть-семь килограммов на спине не таскали.

Не смотри в горшочек

- Какие современные книги для детей вы бы запретили?

- Я не очень интересуюсь современными книгами для детей. Пытался интересоваться, но понял, что можно расслабиться. Конечно, нынешние книги о половом воспитании, о физиологии вроде «посмотри, что у тебя в горшочке» не приветствую. По-хорошему, половое воспитание - это воспитание моделей социально-ролевого поведения (мальчик - сильный, девочка - скромная). А физиология - это то, как устроен человек, а не только то, что у него «в горшочке».

- Как бороться с детской жестокостью? Нужно ли, например, снижать возраст уголовной ответственности?

- Снижать надо пенсионный возраст. А с детей нужно снимать учебный стресс, сопровождающийся семейным, и предлагать как можно больше интересной деятельности. То есть бороться не с жестокостью, а с её причинами.

Я сторонник того, что образование должно быть интересным. В первую очередь интересным! А качественным уже потом. Ребёнок (большинство детей) каждое утро идёт в школу, как на казнь, у него отнято детство, чего же мы от него хотим?! Только ещё в тюрьму посадить?!

Знания - сила      

- Можно ли превратить современное юное поколение поклонников YouTube в читателей книг? Есть ли рецепты?

- Можно. Дети пытливы и любопытны. Рецепты? Прекратить уничтожать страну и её народ, направить усилия министерств культуры, образования, средств массовой информации на созидание, а не на «оптимизацию».

Вообще, сейчас что происходит? Не только у нас, но и в Европе, и в Америке происходит «оптимизация человечества». Создаётся генерация легкоуправляемых людей, полностью зависящих от тех социальных и технологических условий, в которые они поставлены. Людей без собственности, потому что обладание собственностью, даже коллективной, вынуждает заботиться о ней, бороться за её сохранение, а значит - следить за тем, что происходит вокруг, думать и делать выводы.

А главная собственность человека какая? Знания. Потому что у него можно отнять всё: деньги, дом, имущество, даже семью - только знания отнять нельзя. Знания и то, что он умеет делать с помощью этих знаний. Вот против знаний и ведётся борьба.

Согласно новой социальной инженерии, человек не должен разбираться в том, как устроен окружающий его мир, он должен просто нажимать на кнопки и «делать заказы в Интернете». В результате он не знает, как устроена политика, не знает, что хорошо, а что плохо для общества, не может бороться за свои интересы, интересы своих детей, своих близких. Он может только делать то, что предлагается делать. Платить налоги и штрафы, голосовать, как ему сказали в Интернете или по телевизору «хорошие люди», совершать покупки. Всё, больше от него ничего не требуется.

Читать? А зачем? Только для развлечения! Но развлекаться проще в телефоне, в мобильном Интернете.

Три кита смелости

- Как научить мальчика смелости?

- Я не психолог, только в самых общих чертах могу ответить. Несмелость порождается незнанием. В частности, незнанием того, что будет. Может, не порождается, но очень усиливается. Поэтому надо много объяснять и рассказывать, постепенно возвращаясь к этому: «Вот видишь? Всё так и было».

Ещё несмелость порождается неуверенностью в себе. Поэтому надо много хвалить. В том числе обязательно тогда, когда не хочется или когда ребёнок этого, по вашему мнению, не заслуживает. Восхищаться его достижениями и проявленными при этом личными качествами.

Ещё несмелость порождается несамостоятельностью. Как можно больше поручать сделать что-то самостоятельно (и пусть сделает не так и вам придётся переделать, всё равно надо похвалить, а в следующий раз показать, как это делается, - и раз, и два, и три).

Вот, пожалуй, три кита смелости: самостоятельность, уверенность в себе и знание, как устроен мир и какие последствия будут у твоих поступков и у поступков окружающих.

Досье
Лев ПИРОГОВ. Родился в Ставрополе в 1969 году. Публицист, главный редактор Издательского дома «Литературная учёба», детского журнала «Лучик». Автор книг «Хочу быть бедным», «Упирающаяся натура», «Первый после Пушкина».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах