Музей речного судоходства в Красноярске – это не просто хранилище экспонатов. Это живая летопись великой реки - Енисея, и людей, отдавших ей жизнь.
Всё начиналось в 1986 году: по инициативе начальника пароходства Александра Печеника музей создавали буквально с нуля. Его задачей было не только сохранить историю судоходства на Енисее, но и вдохновить школьников выбирать речные профессии. В первую очередь к этому делу призвали енисейского капитана Михаила Селиванова. Он привлёк 13 ветеранов флота, и вместе они по крупицам собирали фотографии, документы и артефакты.
Судьба, отданная реке

Музей официально открылся 7 мая 1992 года, накануне Дня Победы. Первыми посетителями стали участники Великой Отечественной. Сегодня, увы, из 1,5 тыс. ветеранов енисейского пароходства остались в живых только труженики тыла. Хранитель музея – Борис Гончаров, человек, отдавший речному енисейскому флоту больше полувека: 20 лет в плавсоставе, из них 13 – капитаном, после 25 лет – начальник отдела кадров. В 2010 году его пригласили возглавить музей. «Я, конечно, не ожидал, что стану капитаном на историческом корабле», – говорит Борис Михайлович. Он проводит экскурсии для гостей и с вдохновением и любовью к реке и речникам рассказывает о самом ценном в его хранилище.
Артефакты с дыханием времени
Один из самых древних экспонатов музея – два ржавых гвоздя и массивный болт, датированные 1834 годом. Их привезли из-под Тобольска с заброшенного участка Обь-Енисейского канала. История эта сама по себе кинематографична: богатый тобольский купец Фунтус, желая соединить два великих сибирских водных пути, финансировал изыскания и строительство. Работы длились 15 лет, канал получился, но расчёт подвёл – глубины не хватило, чтобы пустить по нему крупные суда. В итоге его использовали лишь небольшие баржи, а потом проект забросили.
Однако вдоль канала образовались целые поселения, особенно старообрядческие. И вот эти гвозди, съеденные временем, стали немыми свидетелями эпохи амбиций и веры в великое водное кольцо Сибири.

Гордость экспозиции – рында (корабельный колокол) с парохода «Гленмор», отлитая в 1897 году в Англии. Судно было переименовано в «Карл Маркс» и до 1962 года исправно ходило по Енисею. Когда пришло время его списывать, рында была передана капитану другого корабля как символ преемственности и благодарности. А теперь она звонит в музее. Колокол был не просто украшением: он отбивал вахты, служил ориентиром во времени, особенно во времена, когда ещё не было часов.

Песочные часы на 15 минут, звон рынды по склянке – это была музыка флотской жизни. В случае нештатной ситуации, аварии, когда всё электропитание и коммуникации могли отключиться, рында нередко становилась единственным способом подать сигнал бедствия и собрать команду.

Но, пожалуй, самый трогательный и значимый экспонат музея – штурвал теплохода «Некрасов». За этим штурвалом в 1963 году стоял Юрий Гагарин. В июне того года он прибыл в Красноярск на слёт строителей Дивногорской ГЭС. После митинга на набережной ему предложили не ехать в аэропорт на машине, а пройти по Енисею теплоходом. Гагарин с радостью согласился. Более того, попросил: «Можно я сам постою у штурвала?» Его сопровождал флотский корреспондент. Гагарин с улыбкой добавил: «Фотографируйте! А то в отряде космонавтов не поверят, что я сам вёл судно». Снимок есть, гравировка на дереве – тоже. И теперь любой посетитель может встать рядом с тем самым штурвалом, которого касались руки Гагарина.
С этим штурвалом связана ещё одна история. После списания судна он долгое время хранился на складе. Когда музей открылся, его едва не списали. Только усилиями хранителя реликвия была спасена. Рядом со штурвалом стоит старое капитанское кресло. Его удалось вывезти с судна, стоявшего на отстое. «Я три месяца обивал пороги, чтобы разрешили его забрать. Всё уже сгнило – палуба, трапы, стены… Но кресло уцелело. В нём сидели капитаны. Это память», – говорит Борис Гончаров.
Штурвал и кресло установлены на воссозданной части капитанского мостика. На стене фотография Гагарина с экипажем, его слова, вырезанные на табличке. Всё это не просто экспонаты, это момент встречи неба и воды. Легенда о человеке, который первым увидел Землю с орбиты, и о великой сибирской реке, которую он прошёл капитаном – пусть на пару часов, но навсегда.
По словам хранителя, гости часто не знают, чего ожидать от музея. Но как только он начинает рассказывать про этот штурвал, в зале наступает тишина. Все слушают. И каждый по-своему представляет себе ту июньскую поездку по Енисею: солнечный день, палуба, лёгкий ветер и Юрий Гагарин, уверенно держащий штурвал.

Корабли и имена
На стене – именные таблички с пароходов, среди которых особняком стоит «Сокол». Построенный в 1902 году в Нижнем Новгороде, он был доставлен в Красноярск по частям и собран в Коркинском затоне. В 1927 году его переименовали в «Спартак». Именно на нём в 1935 году прибыли первые строители Норильского комбината и начальник Норильлага Матвеев.
Ещё один артефакт – руль теплохода «Красноярский рабочий». Построенный в 1930 году в Германии, он был частью флота, созданного по заказу Отто Шмидта. Эти суда должны были доставлять грузы в Енисейский залив в тяжёлых ледовых условиях. Сегодня «Красноярский рабочий» доживает свой век, из него удалось спасти только капитанскую каюту и руль, клёпаный корпус судна восстановлению не подлежит.

Маятник реки и голос войны
Один из самых впечатляющих экспонатов – паром, до 1927 года соединявший берега Красноярска. Без двигателей, только канат и течение. Его вытягивали, как маятник: штурвал, руль и сила воды. Весной путь через Енисей занимал до 20 часов. Это был единственный способ попасть с одного берега на другой.
Отдельный стенд посвящён бою на Диксоне в 1942 году. Немецкий крейсер «Шеер» атаковал гарнизон и шёл, чтобы перекрыть Енисей. Но был остановлен береговой батареей и сторожевым кораблём СКР-19. В бухте в это время стоял «Кооператор». Его рында, свидетель боя, теперь в музее.
Работает и буксир «Туер Енисей» 1962 года постройки. Он каждый год помогает судам преодолевать Казачинский порог – участок с бурным течением до 32 километров в час. Это единственное место в России, где до сих пор применяется туерная тяга – технология, появившаяся в царское время.
Только факты
Музей работает бесплатно, но по предварительной записи, и собирает ежегодно около 3 тыс. гостей, школьников, будущих речников и путешественников из столицы края и из других регионов. Все экспонаты собирали энтузиасты буквально по крупицам, на это ушло несколько лет. В мае 2002 года музею от имени управления культуры региона было присвоено почётное звание «народный». С тех пор его полное наименование – Народный музей истории и развития судоходства в Енисейском бассейне. Протяжённость Енисея составляет около 4 тыс. км. Как в стародавние времена, река даёт жизнь всему краю и прибрежным селениям, новым городам и растущей экономике региона.
Самые интересные новости и статьи в Telegram-канале АиФ - Новости Красноярска.