«От сессии до сессии живут студенты весело». Эта цитата уже давно стала излюбленной в студенческих кругах, да и не только. Сдача экзаменов – всегда большой стресс, но в то же время студенты – веселый народ, поэтому подготовка к ответственному дню зачастую превращается в комедию. В то время как одни штурмуют библиотеки и до дыр зачитывают учебники в надежде сдать экзамен, другие рассчитывают на авось, халяву и чудо. В преддверии Татьяниного дня (25 января) корреспондент «АиФ-Красноярск» узнал, как известные красноярцы в свои студенческие годы сдавали сессию.
Зубрежка – залог отличной оценки
Однако не все студенты надеются на авось. И самым действенным методом на пути к оценке «отлично» во все времена считается тщательная подготовка.
«Всегда посещал лекции и семинары, всё досконально записывал. Мои коспекты пользовались большой популярностью и помогали сдать экзамены не только мне, но и однокурсникам, - вспоминает главный врач Краевого онкологического диспансера Андрей Модестов. - Никогда не надеялся на чудо и всегда готовился к сессии. Чем меньше дней оставалось до сдачи, тем больше читал. За день до экзамена мог с утра до ночи учить. Стресс помогает лучше усваивать материал. Со мной учился парень, который просто брал учебник и читал его от корки до корки и всё запоминал на лету. У него феноменальная память! У меня же на всё это уходило больше времени. Видимо, поэтому он сейчас профессор, а я доцент. Мне всегда нужно было знать ответы на все вопросы, это синдром отличника, наверное. Зато это помогло мне окончить с отличием лечебный факультет КрасГМИ».
Профессор всегда прав
Многим кажется, что профессия актёра - это постоянное веселье. А учиться этому мастерству и вовсе сплошное удовольствие. Однако и у лицедеев бывают трудности. Например, одного из любимцев зрителей, актёра Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина Владимира Пузанова, в своё время чуть не отчислили из института за «неуд» по истории КПСС.
«Учился я давно, с 1988 по 1992 год, в Красноярском государственном институте искусств на курсе Леонида Владимировича Калиновского. Учебный процесс у артистов очень специфический. Главные дисциплины - мастерство актёра, техника речи и танец. Но был у нас и такой профилирующий предмет, как «История коммунистической партии», - вспоминает заслуженный артист России. - И «неуд» по нему означал молниеносное отчисление. Как и положено, такой серьёзный предмет преподавал сам ректор Георгий Белоусов, он был человеком строгим и особо не жаловал студентов, пропускающих занятия. Я же на лекциях был нечастым гостем. А вот девчонки у нас были очень дисциплинированные, конспекты даже писали. Вот я и попросил их читать всё вслух - вроде и им польза, и мне! История КПСС показалась несложной, главное, запомнить, что каждые 5 лет была новая пятилетка, а каждые 4 года проходили партийные конференции. Вроде всё запомнил, пошёл сдавать. Первый вопрос в билете дался легко, а вот второй был с подвохом - про партийную конференцию 63-го года. Посчитал в уме и говорю профессору: «Вы не правы, конференция то в 65-м была»! А он: «Читай, что в билете написано». В итоге наш спор закончился двойкой в зачётке и журнале.
Стало мне обидно, ведь отчислить могут, а я уже большие надежды как артист подавал. Пошёл в ленинскую библиотеку, и оказалось, что я был прав! Спасибо моему худруку, который договорился о пересдаче. В этот раз я знал историю даже лучше самого преподавателя. Ответил блестяще, а он мне ставит «хорошо». Якобы на пересдаче рассчитывать на большее нечего. А мне отметка «отлично» позарез нужна, чтоб повышенную стипендию получать… Историю КПСС забыл сразу же, как только вышел из аудитории».
«Счастливая» одежда
Кому, как не преподавателю, известно, на что готовы студенты ради успешной сдачи экзамена! Многие закрывают глаза на их причуды, вспоминая, какими сами были несколько лет назад.
«Когда мы учились, слово «халява» не было в ходу. Поэтому и ритуалов, связанных с ней, тоже не было. Но желание «сдать на халяву», конечно, посещало и нас. Мы пользовались старым дедовским методом - пятак под пятку, - рассказывает эксперт-лингвист Алевтина Сперанская. - Пятак - это пять копеек. Не скажу, что мера была популярна, сама я так не делала, но разговоры об этом были. Ещё из уст в уста передавалась примета положить учебник перед экзаменом под подушку. Или не оставлять книгу, по которой готовишься, открытой - знания улетучатся. А ещё у каждого были свои хитрушки: кто-то не стригся перед экзаменом, кто-то особым способом брал билет (кажется, левой рукой), кто-то, входя в аудиторию, на стене крестик рисовал, стены портил, кто-то старался зайти первым, а кто-то - последним, у кого-то была «счастливая» одежда. Как видите, ритуалов и примет много. И это понятно, ведь экзамен для студента - особое состояние, когда обостряется вера в случайность, и его надо бы задобрить. Поэтому и задабривали, как могли. Но и готовились к экзаменам, конечно. Совсем уж на случай не полагались.
У нас на факультете филологии и журналистики Красноярского госуниверситета, где я училась, был один потрясающий вид экзамена, который практиковала мой научный руководитель Татьяна Викторовна Шмелёва (сейчас она профессор Новгородского университета). Она преподавала современный русский язык: морфемику, морфологию и синтаксис. На её экзаменах студенты могли пользоваться любыми источниками. То есть приносить с собой можно было всё! Как же тогда проходил экзамен? Студент получал небольшой текст, чаще всего вырезку из газеты, и должен был найти в нём 15 проблемных явлений русского языка. Найти и объяснить. Умение замечать и понимать - вот на что направлен этот предмет. Пятёрок и четвёрок, а также «неудов» и троек было при этом примерно столько же, как и на обычном экзамене. Всё зависело от знаний студента. И умения находить нужный материал в тех источниках, которые у тебя под рукой».
Голод – гарантия успеха
А вот у красноярского тележурналиста и режиссёра-документалиста Андрея Гришакова был необычный способ подготовки к экзаменам - голодание.
«Лекции посещал, но нечасто. Усиленно готовиться к сессии начинал за два дня до неё. Пятачки под пятку не клал и зачёткой в форточке не размахивал. Была у меня своя методика подготовки. Особенность в том, что сильное волнение всегда связывал с употреблением еды. Поэтому за пару дней до сдачи экзамена я начинал голодать, употреблял только чай и воду. Чувство голода позволяло освободить голову от всего лишнего, материал лучше запоминался. Утром перед экзаменом не завтракал, попил воды - и вперёд!» - делится секретом Андрей.